Смели с полок макароны и туалетную бумагу: коронавирус в Германии
Артем Соколов
Вслед за Италией ФРГ стала одной из первых европейских стран, где были выявлены заболевшие новым коронавирусом. Лидерами по количеству зараженных стали Бавария и Северный Рейн — Вестфалия — самые населенные федеральные земли с высокой деловой активностью и популярные туристические направления. Дольше других сопротивлялись вирусу восточные земли и Саар. На момент подготовки статьи единственной землей, где до сих пор не было выявлено ни одного зараженного, оставалась Саксония-Анхальт.
Действия немецких властей по борьбе с распространением коронавируса в основном повторяют мировые практики. Заболевших и контактировавших с ними людей незамедлительно помещают в карантин.
То же самое происходит и с теми, у кого выявлены характерные для вируса симптомы.
По последним данным, число зараженных в ФРГ уже превысило тысячу человек.
Волна беспокойства заставила практичных немцев делать запасы продуктов длительного хранения.
Ироничный термин «хомячьи закупки» (Hamsterkaufen) разлетелся далеко за пределы Германии.
С полок магазинов смели товары первой необходимости и, конечно же, защитные маски. Лидеры по продажам — макароны и туалетная бумага.
Одно за другим отменяются массовые мероприятия. В этом году решили отказаться от проведения Лейпцигской книжной ярмарки — главного конкурента аналогичного события во Франкфурте-на-Майне. Берлин не увидит крупную международную выставку для специалистов в сфере туризма ITB Berlin 2020. Счет отмененных мероприятий меньшего масштаба идет на десятки и сотни.
По количеству смертельных исходов коронавирусу в Германии пока, к счастью, далеко даже до гриппа, уже привычного всем. По данным интерактивной карты Университета Джонса Хопкинса, жертвами эпидемии в ФРГ стали два человека. Однако потери от вируса для немецкой экономики могут оказаться беспрецедентными.
Что означает отмена одной лишь только Лейпцигской книжной ярмарки? Это сорвавшиеся презентации новых книг, отмененные переговоры «на полях» мероприятия, спад продаж книжной продукции. В лучшем случае индустрии придется ждать осенней ярмарки во Франкфурте, чтобы наверстать упущенное.
Впрочем, это будет слабым утешением для властей Лейпцига, которые были вынуждены отказаться от одного из наиболее статусных мероприятий города.
Сотни гостей ярмарки не остановятся в лейпцигских отелях, не будут обедать в лейпцигских ресторанах, не воспользуются услугами местного общественного транспорта и такси. Город сложно назвать крупным туристическим центром ФРГ, и восполнить эти потери Лейпцигу будет трудно.
Не лучше положение дел и у немецких городов, живущих за счет туризма. Телеканал ZDF показал сюжет с почти обезлюдевшим замком Нойншванштайн короля-романтика Людвига II. Обычно в этом месте нет отбоя от туристов в любое время года. Соседние городки, такие как Фюссен, чья экономика почти полностью завязана на туризме, рискуют ощутить шок, сравнимый с остановкой заводов в российских моногородах.
Миллионов евро от бизнеса гостеприимства не досчитаются Мюнхен, Берлин, Кёльн и другие города.
Активно обсуждается идея проведения матчей немецкого чемпионата мира по футболу без зрителей на стадионе. Руководство Бундеслиги идет на такие меры без особого желания, но не готово спорить с рекомендациями федерального правительства. Футболистам немецких клубов придется играть ближайшие матчи при пустых трибунах. Стоит ли говорить, что каждая такая игра будет означать серьезные убытки для всей спортивной отрасли.
Ситуация с коронавирусом может повлиять и на немецкую политику. Прежде всего на борьбу за лидерство внутри ХДС.
Министр здравоохранения Йенс Шпан, ранее выдвигавший свою кандидатуру на выборах нового руководства христианских демократов, а теперь рассчитывающий на победу в тандеме с Армином Лашетом, стал самым часто упоминаемым немецким политиком в СМИ. Шпан старается сохранять спокойный тон, а рекомендации его ведомства не встречают критики в обществе. Немцы в целом доверяют действиям правительства по борьбе с коронавирусом, в отличие, например, от вопросов миграционной политики. Эффективная работа (или ее видимость) Шпана усилит позиции самого министра и Армина Лашета.
Одновременно успехи по предотвращению распространения коронавируса запишет себе в актив и вся правящая коалиция в Берлине, которая давно не видела крупных успехов в работе.
Число заразившихся и пострадавших от вируса в Германии меньше, чем в ряде других крупных европейских стран. Если не считать ажиотажа в магазинах, население ФРГ сохраняет спокойствие и не очень верит в конспирологические теории о заговорах фармокомпаний или разведок тех или иных государств.
В то же время последствия коронавируса, прежде всего экономические, могут усилить другие кризисные явления внутри немецкого общества. Прежде всего это касается перспективы нового миграционного кризиса, который может быть вызван наплывом беженцев с территории Турции через границу с Грецией и Болгарией.
Распространение коронавируса может стать дополнительным поводом ограничить перемещение беженцев на территорию Германии и ЕС и не допустить повторения ситуации 2015 года.
Если же Берлин снова проявит снисхождение к выходцам из неблагополучных стран, то они рискуют выступить в роли переносчиков заболевания или его основных жертв. Обеспечивать этих людей придется из бюджета, уже ослабленного многочисленными упущенными выгодами.