Политика Политика

Горячие эстонские парни: выборы превращают эстонских политиков в итальянцев

Парламентские выборы в Эстонии приближаются: 3 марта жители страны смогут проголосовать за новый состав Рийгикогу. Чтобы привлечь внимание избирателей и обеспечить себе гарантированные кресла в парламенте, эстонские политики позволяют себе громкие националистические высказывания и скандальные антироссийские выпады. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, к чему приводит ожесточенная погоня за голосами и как с этим связана Россия.

В предвыборной агонии кандидаты не прочь позаигрывать с радикально настроенным электоратом, поэтому на стол привычно выкладывается «русская карта». Для многих это безотказный способ привлечь к себе внимание и заранее «подстелить соломки».

Пресловутая «рука Кремля», которая вмешивается в избирательный процесс, стала незаменимым аргументом для тех, кто привык оправдывать проблемы и неудачи влиянием с Востока.

В конце января председатель комиссии Рийгикогу по иностранным делам Марко Михкельсон заявил, что Россия якобы преуспела в последние годы в использовании дезинформации. По его словам, влияние внешних сил на Эстонию достигло «невиданного уровня». Комиссией был выпущен доклад, в котором сообщалось о практике вмешательства России в выборы других государств с применением ложной информации.

Заместитель главы комиссии Кейт Пентус-Розиманнус пояснила, что это первый опыт подобной аналитики, а в дальнейшем его стоит развивать и задуматься о создании международного бюро по отслеживанию российской «дезинформации».

По ее словам, цель России — не только подтасовка результатов голосования. Угроза заключается в проведении в Рийгикогу сил, которые будут действовать в ее интересах путем их прямого или скрытого финансирования. Тем более что в предвыборный период ситуация ухудшается в связи с усилением пропаганды и дезинформации по социальным каналам. Как пояснил Михкельсон, в России подача дезинформации давно уже, еще со времен КГБ, разработана на научном уровне.

Такое видение российского вмешательства привело к тому, что подозрения в сотрудничестве с Кремлем пали даже на Марта Хельме, председателя крайне националистической Консервативной народной партии Эстонии (EKRE).

Его интервью

вызвало удивление высказываниями о том, что «Россию нельзя игнорировать». «США, Китай и Россия — основные силовые центры мира, и с этим нужно считаться. Россия — наш сосед. И очень плохо то, что наши отношения с ней не самые дружественные. <…> Эстонцы не понимают, что русские — это не только нация, не только народ. Русские — это цивилизация. И эстонцам не понять, что такое вера русских в свою цивилизацию», — заявил Хельме.

Такой реверанс в сторону русскоязычного избирателя немедленно дал «реформисту» Ээрику-Нийлесу Кроссу основания предположить, что последние заявления EKRE «совпадают со стратегией Москвы». А член «Отечества» Райво Аэг пояснил, что за свои слова Хельме мог бы снискать титул агента влияния. И это при репутации националистов и популистов из EKRE!

Однако идея «осажденной крепости» предполагает, что стране, кроме угрозы внешнего противника, может грозить опасность и со стороны врага внутреннего.

С последним долго и непримиримо борется «Отечество», которому долгое время удавалось влиять на политическую жизнь страны, говоря лишь о «русской угрозе» от русскоязычного меньшинства в стране. Незадолго до выборов в парламент в 2007 году националисты из «Отечества» потребовали убрать из центра Таллина «Бронзового солдата»: мемориал и захоронение солдат Красной армии. Та провокация тогда обеспечила им (известным как «Союз Отечества и Res Publica») поддержку 18% избирателей.

Но сегодня популярность «Отечества» колеблется

в районе 7% — достаточно для прохождения в парламент, но явно меньше тех показателей, которые хотели бы видеть функционеры партии.
Спасение «Отечества» от политического заката ее члены по-прежнему видят в переводе системы образования на эстонский язык и общей эстонизации общества.

Недавно член партии Свен Систер в очередной раз предложил перевести школы и детские сады на государственный язык обучения. Впрочем, для «Отечества» это стандартный вариант решения проблемы раскола эстонского общества.

Однако не только «Отечество» предлагает решить проблему существования «параллельного мира». Благодаря пиар-акции политической партии «Эстония 200» о ней узнали далеко за пределами самой Эстонии.

Представители партии разместили на трамвайной остановке эпатажную и неоднозначную рекламу: «Здесь только эстонцы, здесь только русские» на двух языках и с красной разделительной полосой между двумя зонами.

Сразу после акции лидер партии Кристина Каллас немедленно принесла извинения и пояснила, что по задумке это должно было привлечь внимание к расколотому эстонскому обществу. Но последующие опросы показали, что потенциальные избиратели не оценили новый подход партии к национальному вопросу.

Рейтинг «Эстонии 200» упал до 2% — очень уж этот подход напомнил опрошенным идеи сегрегации и апартеида.

Раз уж Россия так опасна для эстонской независимости, время воспользоваться радикальными мерами, чтобы отстоять государственность страны. Так счел журналист Вахур Кооритс, который предложил разместить в Эстонии ракеты для сдерживания Москвы.

По его мнению, в случае нападения России на Эстонию нужно будет нанести ракетный удар по Санкт-Петербургу.

Но уже само размещение оружия поможет оказать психологическое давление на Москву и сдержать ее. Ведь ракеты будут предназначены для ликвидации важных целей в северной столице, в том числе штаба Западного военного округа и Военно-морского флота России.

Кстати, экс-президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес уже после своего президентства, в июне 2018 года, также высказывался на эту тему. Он заявлял, что «конечно, Россия может атаковать Эстонию — но вскоре после этого она может потерять даже Омск и Томск, не говоря уже о Санкт-Петербурге». Несомненно, его слова нашли понимание у радикально настроенной части электората.

Такое мифотворчество в Эстонии весьма удобно для многих политиков страны. Когда есть внешний враг, пропадает необходимость объяснять провалы внутренней политики.

В самом деле, какая разница, кто виноват в скандале с Danske Bank и как повлияет будущее сокращение дотаций из Брюсселя на развитие Эстонии? Главное — обозначить врага за пределами страны, сосредоточить на нем внимание и получить за это голоса.

Получается, правда, шумно и не всегда компетентно, в стиле итальянских выборов. Тут стоит быть внимательнее. «Эстония 200» уже доказала, что чрезмерное рвение вредит рейтингам. Да и концентрация внимания на «русской проблеме» в стиле «Отечества» уже порядком раздражает избирателей.

Впрочем, до выборов осталось еще более трех недель, а значит, мы можем рассчитывать на очередные громкие выпады в сторону России. Ведь должен же кто-то отвечать за промахи и политическую близорукость?
Читайте также
5 февраля 2019
Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй хочет требовать от Польши и стран Прибалтики убедить ЕС смягчить «брексит».
21 января 2019
На прошлой неделе в литовском Тракае состоялась очередная, двенадцатая по счету неформальная встреча единомышленников по «сдерживанию» России.
28 января 2019
Влиятельный американский журнал воспроизвел вечный страх эстонского руководства перед «русским бунтом» в северо-восточной части Эстонии — Принаровье.
6 февраля 2019
Департамент госбезопасности и военная разведка Литвы опубликовали ежегодный отчет об угрозах государственной безопасности. Главной угрозой безопасности Литвы является Россия, которая, по словам литовских спецслужб, наращивает воинскую группировку в соседнем Калининграде, устраивает кибератаки и вмешивается во внутренние дела Литвы.