На поле боя информационной войны прибалтийские столицы решили пойти в наступление. Латвия и Эстония запросили у ЕС право на введение цензуры. Воодушевившись польским примером, функционеры официальных Риги и Таллина тоже захотели иметь возможность блокировать неугодные им СМИ, выстраивая монополию на правду.
Латвия просит у Брюсселя «Зелёную карту». Такое название носит неофициальная инициатива парламентов государств – членов ЕС, в рамках которой латвийский Сейм направил европейскому начальству предложение по изменению Директивы Евросоюза об аудиовизуальных услугах (Директива). Заявленная цель официальной Риги – добиться расширения полномочий национальных контрольных органов внутри ЕС в вопросе распространения информации, «предотвратить использование риторики ненависти». В мире бушует информационная война, – напоминают латвийские правящие Брюсселю и просят предоставить им инструменты защиты.
«Странам ЕС необходим механизм быстрого реагирования в случае нарушения правил и разжигания ненависти», – гласит латвийская инициатива, скрывая за дипломатическими формулировками просьбу о праве на ограничение свободы слова.
В сферу регулирования Директивы предлагается перевести медиауслуги, предоставляемые из-за пределов Европейского союза. Иными словами – российские телерадиопрограммы. Ранее латвийский парламент уже дополнил национальное законодательство
На полях информационной брани рядом с официальной Ригой плечом к плечу встала соседняя Эстония. Таллин обеими руками поддержал инициативу парламента Латвии. «На сегодняшний момент процесс предотвращения риторики ненависти слишком сложен и требует много времени. Он мог бы быть намного эффективнее. Каждое государство должно иметь возможность быстро реагировать и предотвращать распространение медиауслуг других государств, подрывающих политическую стабильность внутри государства, разжигающих ненависть или приводящих к напряжению или расколу в обществе», – сообщил председатель Комиссии Рийгикогу по делам ЕС Калле Паллинг.
Прибалтийские республики давно и активно вступили в битву с вражеским телевизором. Помимо систематических штрафов, временных или постоянных запретов на ретрансляцию российских СМИ, Латвия, Литва и Эстония ведут непрерывную информкампанию по дискредитации средств массовой информации своего восточного соседа.
Ранее та же официальная Рига выступила с предложением создать единый русскоязычный прибалтийский телеканал для противодействия «кремлёвским информатакам». Эстония и Литва поддержали идею. Прибалтийские столицы даже заручились благословением одиозного американского сенатора Джона Маккейна на свой информационный крестовый поход против Москвы. Поход, однако, не состоялся. Страны Балтии так и не смогли распределить между собой финансовые обязательства в антикремлёвском проекте.
Да и зачем создавать альтернативное русскоязычное телевидение, конкурировать по качеству содержания программ, задействовать финансовые и интеллектуальные ресурсы, когда всё неугодное можно просто взять… и запретить.
Такой привлекательный пример показала Польша – старший партнёр Прибалтийских республик в регионе. Победившая на последних парламентских выборах правоконсервативная партия Ярослава Качиньского «Право и справедливость» («ПиС») сразу же начала реализацию программы по реформированию общественных СМИ, за что уже успела получить нагоняй от Брюсселя. Председатель Европарламента Мартин Шульц даже позволил себе обвинить поляков в отказе от «базовых европейских ценностей», вот только Варшаву это не шибко-то и волнует.
Суть реформы масс-медиа авторства «ПиС» заключается в смене механизма избрания руководства каналов: отныне глав утверждают непосредственно в правительстве.
«Необходимо очистить СМИ от партийного влияния, они должны служить народу и нести только правду», – рассказывали избирателям функционеры партии Качиньского. И чтобы общественные медиа действительно несли правду и только правду, «ПиС» поставила их под собственный политический контроль, для пущей «прозрачности» сократив контрольные советы Польского телевидения и Польского радио.
В борьбе за «объективность» информации польские правые не собираются останавливаться на достигнутом. Официальная Варшава говорит о создании в ближайшем будущем новых национальных средств массовой информации и сокращении числа иностранных владельцев СМИ.
По существу, речь идёт о национализации медиа, ведь самый эффективный способ борьбы за правду – введение монополии на эту самую «правду».
Загнать все национальные медиа под политический сапог и отгородиться от России железным информационным занавесом мечтают и Прибалтийские республики. Однако смелостью, присущей польским правым, рулевые официальных Риги и Таллина похвастаться не могут. Вот и приходится выпрашивать у Брюсселя санкцию на введение антироссийской цензуры, скрывая намерение ограничить свободу слова за крючкотворными дипломатическими формулировками.