В Литве взялись за разжигание ненависти к Санкт-Петербургу
Александр Носович
После введения электронных виз в Санкт-Петербурге околовластные литовские СМИ переключились с очернения Калининграда на культурную столицу России. В их кампании черного пиара есть что-то патологическое: литовская власть настолько боится, что литовцы своими глазами увидят не «нищую Рашку», про которую им тридцать лет рассказывали, что прикормленные властью медиа ведут себя попросту неприлично.
«Самый неприятный разговор ждал журналиста на рынке. Он общался с тремя продавщицами, которые во время перерыва пили водку. Женщины закусывали яблоком, хлебом и колбасой и казались счастливыми. На вопрос, можно ли их сфотографировать, они дали положительный ответ. Потом завязался разговор. Когда они узнали, откуда он приехал, женщины стали комментировать: "Так убежали от нас", "Вы там литовцы перестаньте играть в независимость, вы были и будете русскими"».
Это один из самых «сочных» фрагментов памятки, которую составил особо приближенный к Администрации президента и ДГБ Литвы портал DELFI для литовцев, желающих посетить Санкт-Петербург с помощью электронной визы. Неравнодушный портал не мог пройти мимо того, что граждане Литвы заняли третье место после Эстонии с Латвией по количеству туристов, посетивших после введения упрощенного визового режима Санкт-Петербург, и решил подготовить читателей ко встрече с культурной столицей России.
Главный вывод, который следует из составленной для литовцев памятки, в том, что литовцам лететь в Петербург вовсе не надо: вместо высокой европейской культуры их там ожидает русское хамство, водка, бомжи, ночлежки и великодержавный шовинизм.
Базарные бабки-оккупантки — вишенка на торте. До того как с ними встретиться, вдохнуть водочного перегара и получить ушат оскорблений за то, что он — из Литвы, несчастный литовец должен выдержать «шмон» в аэропорту (полицейские стоят прямо у трапа и вот так, на морозе, хоть в дождь, хоть в метель, досматривают литовцев во все дыры). Полицейские в Питере грубые и угрюмые, таможенники — неприветливые и дотошливые, таксисты — злобные и невежливые.
Памятка призвана убедить читателей, что на знакомство с культурной столицей России нужно затратить слишком много денег и нервов, чтобы овчинка стоила выделки. Ничего не сказано про автобус из аэропорта в центр города за 40 рублей (0,6 евро) — вместо этого литовцев пугают такси за 50 евро. Сказано про гигантские очереди в Эрмитаж — и ни слова о том, что можно купить билет в интернете или электронном киоске во внутреннем дворике и в этом случае проходить без всякой очереди.
В статье нет ни слова о том, что в Северной Венеции есть выдающегося. Из нее невозможно узнать, куда в Петербурге и пригородах сходить и что посмотреть. Для автора не существует ни фонтанов Петергофа, ни Янтарной комнаты в Царском селе, ни сокровищницы всемирной истории Эрмитажа. В общем, нет ничего, кроме длинных очередей.
Автор смотрит на Петербург глазами не Пушкина и Толстого, а Гоголя и Достоевского.
С той лишь разницей, что он в своей отдающей навозом хуторской зависти к великому городу настолько же ничтожен, насколько те были гениальны в своем милосердии к «маленькому человеку» в большом человеческом муравейнике.
В тексте DELFI нет ни капли любви, в нем лишь тупая ненависть к населяющим Петербург визгливым вахтершам в общежитиях, хамоватым продавщицам и пьющим водку старухам-процентщицам (читай — коммунисткам), которых воспаленный от русофобии мозг репортера старательно выделяет и фиксирует вместо набережных и дворцов. Или вовсе выдумывает.
Разумеется, все уже увидели в опусе литовского DELFI стилистическое родство с той кампанией ненависти и очернения, которую устроили околовластные литовские СМИ во главе с тем же DELFI против Калининграда, когда в Калининградской области ввели электронные визы и литовцы массово ринулись в российский эксклав.
Руку мастера выдают нездоровый интерес к теме водки: русский национальный напиток упоминается уже в «лиде», затем следуют бытовые сценки с хлещущими «беленькую» среди бела дня «ватниками», и завершает всё настойчивое напоминание о том, что Россия — не европейская страна, как Италия, Англия или Германия. Уж не Хубертас ли после посещения «Малой Литвы» поменял псевдоним и навострил лыжи в столицу Российской империи оценивать там дурной вкус у славян и искать в Петербурге торговый центр?
Когда литовские власти спустили своих медийных собак на Калининградскую область, начавшуюся информационную войну чаще всего объясняли прагматическими снижениями. В Калининграде всё дешевле, чем в Литве, поэтому литовцы будут ездить туда за покупками и оставлять деньги в России, а не на родине. Так что рассказы туриста Хубертаса, что в центре Калининграда невозможно найти торгового центра — это просто бизнес, ничего личного.
Однако в Петербург по электронным визам литовцы явно едут с куда более высокими целями, чем затовариться колбасой на месяц вперед. Так что мотивы у литовских властей и прикормленных ими медиа не экономические, а политические и стратегические.
Допустимы самые грязные методы, чтобы отговорить литовцев от поездок в культурную столицу России, потому что они там увидят совсем не ту страну, про которую им тридцать лет рассказывали их правители.
После поездок по рекам и каналам Петрова града, прогулок по пригородным дворцам, знакомства с «Мадонной Литтой» и «Венерой Таврической» в Эрмитаже, иконами и русским авангардом в Русском музее гражданин Литвы осознает, в какой провинциальной затхлости и убожестве он обитает. Какую удушливую атмосферу ему создали «отцы нации», превратившие Литву в озлобленную на соседей, ненавидящую всё вокруг осажденную крепость.
Что там dedule Ландсбергис говорил про Россию? Что она «вся в г…не»? Но вот мы были на выходных в Калининграде — там вполне себе люди живут, не хуже литовцев. А Питер так вовсе — Мекка для туристов со всего мира. Так, может, в дурно пахнущей субстанции не Россия, а совсем другая страна?
Говорить, что литовцы не такие, как авторы DELFI, излишне. Об этом говорит популярность электронных виз и любовь граждан Литвы к театрам и музеям Санкт-Петербурга, ответом на которую становится истерика провластных журналистов. Об этом говорят сами литовцы в сотнях комментариев к опусу DELFI.
Обратимся к последним: не надо их так ругать. У каждого свои интересы, и для каждого можно подобрать что-то свое. Если редакциям литовских СМИ и стоящим за ними органам власти не интересны Мариинка с Александринкой, аналитический портал RuBaltic.Ru берется разработать авторский тур по городу трех революций специально для «патриотов» Литвы.
В этот тур обязательно войдут экономический факультет Санкт-Петербургского университета (бывшего ЛГУ им. Жданова), меховая фабрика «Рот-Фронт» и бывшая гостиница «Прибалтийская» — три места, в которых разными частями тела трудилась на благо Советской Родины будущая президент Литвы Даля Грибаускайте.
Качество экскурсии гарантируем. Ни один «патриот» Литвы не уйдет с нее не впечатленный выдающимися достоинствами своих политиков.