Политика Политика

Вернется ли Донбасс в Украину?

Постоянный полномочный представитель ЛНР в Контактной группе в Минске Владислав Дейнего сделал заявление, которое вызвало большой общественный резонанс. В эфире телеканала ГТРК ЛНР Дейнего сказал, что территории Луганской и Донецкой народных республик должны войти в состав Украины; другого пути у республик нет. В социальных сетях данные слова никого не оставили равнодушным. В донбасском интернет-сегменте они вызвали сочетание паники и ярости, патриотически настроенные граждане России выразили возмущение, а вот украинские пользователи, наоборот, демонстрировали восторг и радость.

Неправильная логика

Почему слова Дейнего вызвали такую реакцию? Ведь на самом деле ничего принципиально нового он не сказал. В Минских соглашениях четко прописано возвращение Донбасса под юрисдикцию Украины, пусть и с особым статусом. Кроме того, слова представителя ЛНР были вырваны из контекста. 

В интервью Дейнего говорил о том, что возвращение в состав Украины необходимо для легализации воли жителей Донбасса в глазах мирового сообщества и потому, что такое обязательство республики взяли на себя в рамках минского процесса. С юридической точки зрения рассуждения господина Дейнего звучат очень логично.

Владислав Дейнего
Нюанс в том, что академическая логика далеко не самый лучший советник во время войны, а на Донбассе идет война. Люди в окопах каждый день рискуют жизнью. Что они слышат от одного из высших чиновников ЛНР? Что должны вернуться в состав той страны, с которой воюют. Что слышат люди городов и сёл, которые с 2014‑го обстреливают артиллеристы ВСУ? Что им придется быть согражданами тем, кто сегодня отправляет «смертельные подарки».

Да и есть ли куда возвращаться? В государство, где русский язык превращают в «язык для кухни», а русскоязычное население методично делают людьми второго, а то и третьего сорта? Скоро и хлеба уже нельзя будет купить на Украине, если не «балакаешь на мове», не говоря уже о получении образования. В страну, где Вечный огонь заливают цементом, а красное Знамя Победы объявляют вне закона? В державу, где героизируют нацистских пособников, а имена победителей «коричневой чумы» выкидывают на свалку истории? В государство, которое за три года успело перессориться со всеми соседями?

Это не Украина. Украины сегодня нет. Есть Бандерастан в границах Украины.

Еще один немаловажный нюанс. Против донбасских республик воюют не только оголтелые нацисты и поклонники Бандеры; большинство солдат ВСУ — обычные люди, многие из которых до войны и политикой особо не интересовались. Но они пришли в Донбасс, стали убивать его жителей, заниматься мародерством.

Примечательна история одного бойца ВСУ из Запорожья, который, попав в плен к ополченцам, начал рассказывать, как он сочувствует республикам и как ненавидит Порошенко, как не хочет воевать; рассказывать, что все, кого вместе с ним мобилизовали, думают так же. На вопрос, почему же они не восстали в Запорожье, когда их мобилизовывали, или почему он не дезертировал потом, солдат так и не смог дать вразумительного ответа. Сказал, что боялся, что в армии подавили его волю.

И как с такими людьми жить в одной стране? С людьми, которые убивали жителей Донбасса, но убийцами себя никогда считать не будут. Они просто выполняли приказ...

Есть и другая сторона медали: украинские солдаты стреляют, ополченцы им отвечают, а значит, немало погибших и среди служащих ВСУ. И когда гробы приходят в города Украины, матери, жены, дети погибших винят в их смерти бойцов ЛДНР.

Между людьми с Украины и из Донбасса текут потоки крови, а когда между людьми кровь, жить им вместе очень трудно, если не сказать невозможно.

«Минск-2»

Стоит ли вообще сейчас говорить о потенциальном возвращении Донбасса в Украину? Даже теоретически это может произойти лишь после выполнения украинской стороной всего комплекса мер «Минска-2». 

Согласно Минскому договору отдельные районы Донецкой и Луганской областей должны получить право создавать собственные отряды народной милиции, представители районов — участвовать в назначении прокуроров и судей, между органами местного самоуправления Донбасса и центральными органами Украины должны возникнуть договорные отношения. 

Также в «Минске-2» записано, что Донбасс получит право на языковое самоопределение и трансграничное сотрудничество с Россией. По факту речь идет об определенной автономии. Кроме этого, на Донбассе должны пройти выборы в местные советы по законам Украины, но их нормы должны быть согласованы с представителями Донбасса.

Пойдет ли на исполнение этих положений когда-нибудь режим Порошенко? Нет. Это полностью противоречит той националистической политике, которую Киев сегодня проводит.

Теоретически Порошенко под давлением Запада может изменить курс. Только сначала ему придется устроить на Украине «ночь длинных ножей» и истребить всех радикальных националистов, потому что в их понимании любые уступки жителям Донбасса — это предательство.

Но, похоже, радикалов Петр Алексеевич боится больше, чем западных патронов. И сейчас Порошенко придется пройти интересный тест.

В Верховной раде зарегистрирован законопроект о разрыве дипломатических отношений между Украиной и Россией. Понятно, что ни Порошенко, ни его западным покровителям это не нужно — наоборот, вредно. 

В свое время Ангела Меркель приложила много усилий, чтобы создать «нормандский формат»; прекращение дипотношений между Киевом и Москвой положит конец и ему. Однако националисты давно требуют от официальных властей Украины разорвать отношения с РФ. Результат голосования в парламенте покажет, кто для Порошенко страшнее: радикалы или западные партнеры.

Ангела Меркель

Федеративная Украина

Еще один нюанс относительно особого статуса Донбасса. Даже если в Киеве придут к власти более умеренные и вменяемые политики, не факт, что и они будут выполнять политическую часть Минских соглашений. 

Дело в том, что на протяжении всей истории Украины, начиная от Кравчука и заканчивая Януковичем, центр всегда «закручивал гайки» регионам, любые попытки областей или районов получить немного больше самостоятельности пресекались на корню. Ментальность украинских политиков не изменилась, а значит, наличие хоть у каких-то земель специальных прав будет плохим примером для других территорий.

Любой украинский президент и любое украинское правительство костьми лягут, чтобы Донбасс никогда не получил особого статуса. На самом деле такая радикальная централизация — это один из факторов, которые губят Украину. Украина должна быть федерацией.

Еще руководитель Центральной рады Михаил Грушевский 100 лет назад полагал, что Украина может существовать лишь как федерация. Той же точки зрения придерживался и один из отцов украинского националистического движения Вячеслав Черновол. Поэтому все заявления нынешнего киевского режима о том, что идея федерализации Украины идет из Москвы, не выдерживают никакой критики.

Украину ждет или федерализация, или гибель.

Может ли Донбасс когда-нибудь войти в Украину?

Постоянный полномочный представитель ДНР в Контактной группе в Минске Денис Пушилин, отвечая на этот вопрос, сказал: «Донбасс на данный момент уже настолько далек от Украины, что рассуждать даже теоретически (о вхождении в Украину) становится неприемлемым».
Денис Пушилин

И с ним трудно не согласиться. 

Но если гипотетически Украина станет совсем другой, «нормальной» федеративной державой, в которой регионам будет комфортно существовать; если власть центра будет ограничена, а Бандера и Шухевич отправятся на свалку истории; если военные преступники порошенковского режима предстанут перед судом, сможет ли тогда Донбасс вернуться в состав «Незалежной»?

Ответить сложно. Многие жители ЛДНР, прежде всего думая о своем благосостоянии и возможности ездить за границу, захотят, чтобы республики вошли в Украину.

Однако для многих жителей Донбасса желто-голубой флаг навсегда останется символом убийц, какой бы гипотетически прекрасной страной ни стала Украина и кто бы там ни был у власти.
Однозначного ответа на этот вопрос нет и сегодня быть не может. Да и в то, что Украина перестанет быть Бандерастаном, а станет когда-нибудь нормальной страной, верится всё труднее.