Сенатор: «Кохвер – первое звено в борьбе с западной агентурной сетью»
Сергей Рекеда
На прошлой неделе сотрудники ФСБ задержали в России по подозрению в шпионаже сотрудника полиции безопасности Эстонии Эстона Кохвера. Несмотря на то, что Таллин обвинил Москву в провокации и похищении Э.Кохвера с территории Эстонии, гендиректор департамента полиции и погранохраны балтийской республики Эльмар Вахер открыто признался в том, что сотрудник полиции безопасности попал на территорию РФ через «окно» на границе. Частный ли это случай или свидетельство повышенного интереса западных спецслужб к России? Какую роль играет прибалтийская разведка в планах США? И как должна реагировать Россия на подобные инциденты? Обо всём этом порталу RuBaltic.Ru рассказал член Совета Федерации РФ, окончивший в свое время КИ им. Андропова (ныне - Академия внешней разведки), Игорь МОРОЗОВ:
- Игорь Николаевич, как Вы оцениваете инцидент с сотрудником полиции безопасности Э.Кохвером, задержанным на территории России?
- После саммита НАТО в Уэльсе были приняты решения по активизации восточной политики Североатлантического блока, и то звено, о котором не говорили, - разведка на стратегических направлениях НАТО - получило мощную поддержку и было активизировано. В результате этого резидентуры прибалтийских стран, конечно, сразу начали более активно работать, поскольку им отводится особое место среди сил быстрого развёртывания и баз в восточных странах, которые запланированы последними проектами НАТО.
Вскрытие агентурной сети в Псковской области и провал эстонского разведчика, на мой взгляд, является первым звеном в успешной деятельности российской контрразведки, которое показывает, что нам необходимо также активизировать свои усилия на западных рубежах России.
Нам нужно понимать, что против нас будут активно работать все те сателлиты Евросоюза, которые вступили в НАТО или хотят это сделать. Но разведка восточноевропейских стран, особенно прибалтийских, будет активизирована. Мне хотелось бы поздравить наших контрразведчиков с такой успешной операцией.
- Вы упомянули про раскрытие целой резидентуры в Псковской области, и что Кохвер не единственный случай…
- В Пскове велась активная агентурная работа по сбору информации военно-стратегического и политического характера. Мне кажется, что подобная работа ведётся и в других приграничных субъектах РФ, поэтому нам необходимо создать серьёзную систему контрразведывательных мер, которая бы предотвращала получение военной и политической информации нашим противником. Особенно сейчас, когда в НАТО втягивается Украина (на сентябрь этого года в западной её части уже запланированы операции). Думаю, что натовская разведка будет активизирована не только на донецком и луганском направлении, но и по отношению к Крыму.
Виток гонки вооружений и международной напряжённости, спровоцированный саммитом в Уэльсе, совершенно очевиден, и ситуация вокруг нашей границы будет только накаляться.
- Вы могли бы выделить основные направления деятельности разведки, которые сейчас наиболее интересны НАТО и США?
- НАТО интересуется в первую очередь разработкой системы глобального удара высокоточного оружия в российском ОПК, подводными лодками и теми технологиями, которые защищают их от обнаружения на океанских глубинах.
Кроме того, Россия всегда была сильна своими космическими высокими технологиями, и мы продолжаем оставаться лидерами в космосе, поэтому эта область всегда интересовала американскую разведку. Для того чтобы догнать опережающие шаги России, американцы всегда интересовались этим сектором экономики.
Ну и, конечно же, биотехнологии. Это сектор, который чрезвычайно важен, и лаборатории, работающие сегодня в США, подпитываются информацией, которая собирается по всему миру. Для этого подбираются молодые ученые, их приглашают на различные симпозиумы и конференции. В том числе им предлагаются места в лабораториях военного назначения, и в связи с этим мы должны учитывать все особенности, которые могут возникнуть на этом направлении. Оно очень серьёзное, и мы должны защищать свои секреты, понимая, что высокие технологии двойного назначения всегда имеют закрытую сторону.
- Если вернуться к Прибалтике, то не кажется ли Вам, что история с Кохвером показала, что США делают ставку на не совсем профессиональные услуги в разведке? Ведь именно прибалтийская резидентура была раскрыта в Пскове.
- В практике американской разведки всегда доминирует принцип всеядности и масштабности, и это всегда было слабым местом как Центрального разведывательного управления, так и Разведывательного управления Министерства обороны США. Они вербуют агентуру под задачу и делают это массово.
Поэтому, как правило, американцы в отличие от английской разведки имеют много провалов, но из-за большого количества шпионов всегда идёт и значительный процент агентурной информации, которая добывается в результате масштабной разведывательной операции.
Я думаю, что они не изменяют этой практике, работая в рамках разведывательных задач НАТО. И сегодня, когда планируется развёртывание сил быстрого реагирования и Эстония вместе с другими прибалтийскими странами занимает в этом процессе особое место, можно ждать активных действий со стороны натовской разведки через агентуру прибалтийских спецслужб. Они всегда, и особенно в последние 20 лет, идут в фарватере американской политики. Это видно и по работе публичных политиков прибалтийских государств на международных площадках. Мы видим, как они используются американскими политиками в своих целях, когда начинается педалирование того или иного вопроса, который касается проблем мира и безопасности, что в первую очередь разрушает архитектуру европейской безопасности. К сожалению, это не учитывается европейскими государствами.
Кроме того, через Прибалтику ведётся не только сбор открытой информации, но и работа с местным населением, молодыми учёными – осуществляется первичное изучение будущей агентуры, которая потом используется по всему миру, в том числе и против России. Такие «центры охоты» были и на Украине, и в Молдове. Когда работал Совет Россия - НАТО, американцы пытались открыть свои классы в российских университетах. Думаю, что с учётом приостановки работы этого Совета нужно закрывать подобные учреждения в РФ и попытаться договориться с нашими партнёрами по ОДКБ и в других странах.
Мир изменился, он стал жёстче, и американцы постарались сделать всё, чтобы разрушить доброжелательные отношения, которые связывали Россию и наших партнёров с ЕС. Началось серьёзное противостояние, и мы должны быть к этому готовы.
- То есть Вы считаете, что главные западноевропейские страны не заинтересованы в эскалации отношений с Россией?
- То, о чём мы говорили, характерно только для американской разведки. США сегодня разрушают наши отношения с ЕС, и мы видим это на примере украинского конфликта и осуществления санкций, невыгодных для наших европейских партнёров, но очень выгодных США. Но, в любом случае, в настоящее время Штаты доминируют в европейской политике: у них расставлены свои публичные политики и они делают всё возможное, чтобы создать зону конфликта на территории Европы. В первую очередь, на территории Восточной Европы.
- Не получается ли так, что прибалтийские республики выступают как агенты США в ЕС и их внешнеполитические приоритеты противоречат приоритетам, к примеру, Германии и Франции?
- Вы абсолютно правы. Прибалтийские государства давно превратились в верных сателлитов Соединённых Штатов. По нашей работе в Парламентской ассамблее Совета Европы мы видим, что все агрессивные выпады в адрес российской политики на постсоветском пространстве, в частности на Украине, исходят именно от этих государств.
Мы видим, как они агрессивно повторяют тезисы Белого дома. После этого становится понятно, через кого проводится американская политика на территории Европы.
К этому можно добавить ещё Польшу и, к сожалению, Грузию - наши соседние страны, связанные с нами историческими, культурными и экономическими связями. Но та дуга нестабильности, которую американцы создали через «Восточное партнёрство», приблизила НАТО к российским границам, а последние решения власти показали, что американцы добились желаемых результатов.
Нам нужно быть готовыми отражать все нападки как со стороны наших партнёров, так и со стороны США. Надо быть жёстче и агрессивнее, когда это давление усиливается и становится слишком назойливым.
- Какие последствия для Эстонии возможны в связи с историей с Кохвером, и если такие инциденты будут повторяться, то какие последствия возможны для стран Прибалтики?
- Думаю, что подобные ситуации характеризуют уровень отношений между государствами. Если это станет системой и эстонская разведка начнёт слишком нагло вести себя на приграничных российских территориях, то могут быть дипломатические последствия. Наконец, мы можем ввести санкции. Экономическая война, которая объявлена России, может иметь серьёзные последствия для Эстонии, Латвии и Литвы.