Военный эксперт: «Американцы мечтают принять Грузию в НАТО»
Михаил Кришталь
Пока на территории Грузии проводятся учения НАТО Noble Partner, в Абхазии отрабатывают военные маневры российские вооруженные силы. О том, как эти мероприятия повлияют на безопасность Закавказья, почему «кровные враги» Армения и Азербайджан объединили свои силы ради учений НАТО и чем все это грозит России, аналитический портал RuBaltic.Ru побеседовал с кандидатом военных наук, старшим научным сотрудником Российского института стратегических исследований Владимиром КАРЯКИНЫМ.
— Г-н Карякин, Грузия в этом году уже в четвертый раз принимает многонациональные учения Noble Partner («Достойный партнер»). Отличаются ли нынешние учения от прошлогодних?
— Отличаются как минимум тем, что неожиданно к ним присоединилась Армения. Это в какой-то мере странно, хотя после смены власти в результате «цветной революции» руководство Армении начало планомерно проводить многовекторную внешнюю политику: помимо вектора, ориентированного на Россию, возник также вектор, направленный на Запад.
— МИД России с сожалением воспринял участие Азербайджана в этих учениях. Почему и эта закавказская республика стала их участником?
— Руководство Азербайджана заинтересовано в повышении боевой подготовки своих вооруженных сил, а каждые учения — это их непосредственная проверка. Через них можно выявить общий уровень, степень отлаженности работы штабов и подразделений. Поэтому такие региональные учения полезны для Азербайджана. Однако существует пикантность в том, что региональные противники, враждующие из-за проблемы Нагорного Карабаха, участвуют в этих учениях вместе. Сложно сказать, к чему все это приведет. Неизвестно, сдаст ли Никол Пашинян Нагорный Карабах. Если сдаст, то это обернется существенной проблемой для его народа, так как на спорной территории все-таки проживают армяне.
— Также в этих учениях принимают участие и Прибалтийские республики: Эстония и Литва. Насколько весома их роль в этих военных маневрах?
— Роль Литвы и Эстонии здесь совершенно незначительна: это карликовые европейские армии. Десять лет назад произошла война между Грузией и Южной Осетией, и она продемонстрировала, что армия, обученная американцами, сразу же рассыпалась.
— Насколько, по-Вашему, вероятно вступление Грузии в военный блок НАТО?
— Согласно военному уставу блока НАТО, в случае наличия у страны территориальных споров она не может претендовать на членство в организации. Однако это препятствие можно обойти через установление двусторонних отношений Грузии с НАТО.
Конечно, американцы мечтают принять Грузию в Альянс, чтобы создать на Кавказе ударную группировку, которая потенциально может быть использована в случае начала военных действий против Ирана.
Это, в свою очередь, отрицательно скажется на обстановке во всем регионе.
— Какие последствия несет появление военной инфраструктуры НАТО в регионе Закавказья для безопасности России?
— Сейчас для безопасности России там, честно говоря, нет каких-то существенных угроз. Но это до тех пор, пока в этом регионе не будут размещены крупные воинские контингенты американцев. Но повторюсь: первостепенная угроза в этом плане существует для Ирана. Россия же должна всячески препятствовать вступлению Грузии в военный блок НАТО.
Наши власти уже заявили, что если Грузия станет членом НАТО, то «красная черта» в отношениях Североатлантического альянса и Российской Федерации будет пройдена.
— Стоит ли беспокоиться российским союзникам в данных регионах — Абхазии и Южной Осетии, особенно в свете недавнего требования Госдепа США о выведении с их территорий российских войск?
— Они могут требовать все, что угодно. Жаль, что наши не требуют вывести их военные силы из того же Косово. Российские войска, дислоцированные в Абхазии и Осетии, обеспечат их безопасность. Думаю, эти республики со временем будут в каком-либо формате интегрироваться с Россией. Им ничего не угрожает, учитывая ту мощь, которой располагает Россия по другую сторону Кавказского хребта. Абхазия и Южная Осетия могут спать спокойно: с их безопасностью все в порядке.
— Возможен ли такой вариант, что Грузию будут использовать в качестве инструмента для разжигания сепаратистских настроений на территории национальных республик Северного Кавказа?
— Грузины не пойдут на подобные действия в отношении России, так как в ответ мы способны применить экономические санкции, можем создать в отношении Грузии транспортную блокаду и т. д.
— Параллельно с военными маневрами НАТО масштабные учения вооруженных сил в Абхазии проводит Россия. Является ли это своего рода ответом с нашей стороны?
— Я считаю, что России просто не к лицу проводить какие-то ответные учения.
В данном случае происходит плановая подготовка войск, на которую рассчитывали заранее.Просто в ситуации, когда два потенциальных соперника проявляют активность в одном и том же регионе одновременно, возникает информационный повод с целью создать дополнительную напряженность. Тем временем российские войска находятся в постоянной боевой готовности, чтобы в случае необходимости дать реальный ответ возможному противнику.