Историческая политика стран Балтии разжигает антисемитизм
Александр Носович
Осквернение еврейского кладбища в Шяуляе на пике борьбы за героическую репутацию «лесных братьев» в Литве — это часть общей прибалтийской тенденции. Фальсификация истории, замалчивание правды о Холокосте в Прибалтике, реабилитация и превращение в национальных героев нацистских пособников легитимируют антисемитизм в Литве, Латвии и Эстонии. В современной Прибалтике проходят безнаказанными такие антисемитские выпады, которые не остались бы без последствий в Западной Европе или Северной Америке. Покрывание прибалтийскими властями организаторов Холокоста дает населению индульгенцию ненавидеть евреев совершенно свободно.
Можно ли в странах «просвещенного Запада», членах НАТО и Евросоюза шутить над Холокостом в средствах массовой информации? Можно, если это страны Прибалтики.
В 2012 году в Эстонии газовая компания Gas Term разместила в газетах рекламу своей продукции. Надпись на воротах Освенцима: «Газовое отопление — универсальное, удобное, эффективное».
Однако психологическую атмосферу в Прибалтике характеризует не сам этот случай, а реакция на него.
Само собой, был грандиозный скандал, только эстонские СМИ в этом конфликте проявили солидарность не с евреями, а с рекламодателем.
«Прикол» газовой компании про сжигание евреев в газовых печах они продолжили столь же омерзительным «юмором». «Eins, zwei, drei... Таблетки для похудения доктора Менгеле сотворят с тобой чудо», — напечатала шуточную рекламу таблеток для похудения газета Eesti Ekspress и сопроводила ее фотографиями истощенных узников концлагерей. «В Бухенвальде не было ни одного толстого», — гласит реклама.
Такая поддержка коллег в их праве шутить над жертвами едва ли не самого чудовищного преступления в истории заставляет серьезно задуматься о том, что происходит в Прибалтике. В то время, когда Запад переживает эпоху всеобщих кампаний солидарности, товарищеских судов и разговоров о морали и этике, общественное мнение одной из европейских стран практически не реагирует (а то и реагирует в сторону оправдания) не на какие-то сексуальные домогательства, сексизм, эйджизм, шутки про геев и прочие First World problems, а на высмеивание жертв Холокоста.
И это не единичный случай, а тенденция, общая для всех трех Прибалтийских республик.
В современной Прибалтике политики разжигают ненависть к евреям и не слетают со своих должностей, медиа травят шутки про убийства евреев и не лишаются лицензии, а театры ставят представления о нацистских преступниках и срывают овации министров и депутатов.
«Евреи… жиды и цыгане — они нечеловеки», — заявил в 2007 году активист движения «Все для Латвии» Андрис Йорданс. Юный латышский националист назвал «идеальным вариантом» проведение этнических чисток и физическое уничтожение всех этих людей, выразив желание лично расстреливать «нечеловеков». «Если у человека гангрена, то вы попытаетесь ее лечить или сразу отрежете? Если гангрена в населении, то это надо отрезать», — пояснил Йорданс свою позицию.
В 2010 году Верховный суд Латвии вынес Андрису Йордансу оправдательный приговор, не увидев в его словах разжигания ненависти. Год спустя партия Йорданса «Национальное объединение ВЛ/ОС-ДННЛ» вошла в правящую коалицию и теперь контролирует пост председателя Сейма и определяет гуманитарную политику Латвии.
Спустя несколько лет «дело Йорданса» уже кажется прогрессом и победой европейских ценностей в Латвии. Оно, во всяком случае, вызвало жесткую реакцию общества и было доведено до суда.
Сегодня моральный нерв общества атрофировался, невидимая струнка больше не звенит, и «йордансы» разжигают ненависть к евреям и другим национальным меньшинствам совершенно спокойно.
Ветеран латвийской политики Александр Кирштейнс может позволить
Национальное объединение не гонит Кирштейнса за такие слова из фракции, а другие партии за солидарность с Кирштейнсом не гонят Национальное объединение из коалиции. Да и с чего бы им это делать, если по еврейскому вопросу они согласны со своими крайне правыми политическими союзниками?
«Люди, которые работали, чтобы разрушать Латвийское государство, — они очень умной национальности, юристы», — заявил два года назад депутат Сейма от главной правящей партии «Союз "зеленых" и крестьян» Карлис Сержантс, уточнив, что имеет в виду не русских, а «еврейскую национальность». Даже скандала особого не последовало.
Врагами государства в странах Прибалтики становятся не зоологические антисемиты, не люди, пытающиеся скрыть правду о Холокосте и превратить в национальных героев организаторов геноцида, а люди, которые пытаются со всем этим бороться.
В Литве объектом государственного преследования и общественной травли становятся Рута Ванагайте, Вячеслав Титов и другие борцы с героизацией «лесных братьев», тогда как занимающийся этой героизацией Центр исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы за государственные деньги и под защитой государства прячет факты причастности «лесного брата» Йонаса Норейки к геноциду евреев.
Каунасский Седьмой форт, в котором расстреливали евреев, передается в частные руки под организацию праздничных мероприятий, а вдохновителю Каунасского погрома, лидеру «Литовского фронта активистов» Юозасу Амбразявичюсу тем временем устраивают перезахоронение с воинскими почестями, и «ландсбергисты» добиваются признания его Временного правительства законным правительством Литвы.
Российские телеканалы в Литве отключают за расследование событий 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашни, но литовский телеканал продолжает свободно вещать после «юмористического» ролика «Картавая братва». В этом ролике садовод-антисемит устраивает скворцам в скворечнике «хрустальное утро»: рисует на скворечнике звезду Давида, засовывает туда динамит и взрывает. В Австрии или Германии все имеющие отношение к созданию этого скетча давно бы уже сидели. А в Литве все лежат. От смеха.
В Латвии и Эстонии антисемитам тоже живется весело и вольготно. У них и концлагерь в Саласпилсе был «транзитным лагерем», а не детской «фабрикой смерти», и в маршах Латышского легиона СС участвуют министры и депутаты, и слеты неонацистов на холмах Синимяэ в память об Эстонской дивизии СС охраняют эстонские силовики.
Харальд Нугисекс — это герой эстонского народа, который просто был вынужден бороться за независимость Эстонии в должности унтершарфюрера СС. Герберт Цукурс — герой латышского народа, который не убивал детей в Рижском гетто, а был асом гражданской авиации — покорителем неба. Только скрывался почему-то 20 лет после войны в Латинской Америке, пока его не выследил и не убил ни за что кровавый Моссад.
Врагами государства при этом объявляют тех, кто пытается сказать правду об этих «героях». В ежегодных отчетах Полиции безопасности Латвии и Охранной полиции Эстонии в качестве угроз национальной безопасности фигурируют антифашисты, правозащитники, еврейские мемориальные организации. По мнению прибалтийских спецслужб, именно они своей деятельностью создают негативный имидж Латвии и Эстонии, а не сочинители мюзикла о Герберте Цукурсе и не авторы «таблеток для похудения от доктора Менгеле» в эстонских газетах.
Фальсификация истории, замалчивание правды о Холокосте в Прибалтике, реабилитация и превращение в национальных героев нацистских пособников легитимируют антисемитизм в Литве, Латвии и Эстонии.
На массовом уровне литовцы, латыши и эстонцы прекрасно помнят, чем занимались «лесные братья» и только ли нацистские оккупанты преследовали евреев в Прибалтике. Поэтому, когда они видят, как государство превращает в героев организаторов Холокоста и запускает травлю тех, кто пытается этому противостоять, посылаемый государством сигнал читается так, что Холокост — это хорошо.
Когда суд не видит разжигания розни в призыве резать «нечеловеков», а депутаты Сейма свободно позволяют себе антисемитские, русофобские и просто расчеловечивающие высказывания, — это индульгенция национально мыслящему избирателю без зазрения совести ненавидеть евреев и дальше.
Историческая политика стран Прибалтики в итоге оборачивается поощрением антисемитизма на государственном уровне.
Она провоцирует ненависть, разжигает ее. Кто может выступать против светлой памяти наших героев? Только евреи, подкупленные Кремлем. Так что когда эта политика доведет до новых погромов, нечего будет спрашивать, откуда все взялось и как такое стало возможным в XXI веке в странах НАТО и Евросоюза.