Почему в Польше стали лучше относиться к России: отвечаем вместе с поляками
Михаил Захаров
Всего 15% жителей Польши, по недавним опросам, считают Россию главной угрозой стране. Такого мнения чаще придерживается старшее поколение поляков, тогда как молодежь меньше подвержена антироссийским настроениям. Если это станет устойчивой тенденцией, правящим кругам будет сложнее использовать антироссийскую риторику для достижения своих политических целей. Аналитический портал RuBaltic.Ru вместе с польскими экспертами разбирался с изменениями польского общественного мнения.
Время перемен
Сегодня Польша пользуется репутацией страны, где особенно высок уровень негативного отношения к России. Тем не менее польские социологи отмечают, что антироссийские настроения в стране получают все меньшую общественную поддержку.
Исследования 2019 года показывают, что процент поляков, заявляющих о негативном отношении к россиянам, значительно снизился. Еще важнее то, что активнее всего симпатии к России проявляет польская молодежь.
Молодое поколение особенно не стремится к конфронтации с Россией и не считает ее главной угрозой. Как пишет журналист Станислав Левицкий в статье для Myśl Polska, «симпатии к России проявляют 35% молодых поляков и всего 20% представителей старшего поколения». Это заключение он делает на основе исследований Европейского совета по международным отношениям, проведенных в апреле 2019 года.
Также автор отмечает, что основной угрозой Российскую Федерацию назвали всего 15% поляков.
В статье говорится, что во всех странах Европы, где проводились опросы, с наибольшей симпатией к России отнеслись респонденты в возрасте от 19 до 29 лет, в то время как «в возрастной группе 50+ людей, высказывающихся об этой стране позитивно, было на 11–37% меньше».
Далее Левицкий делает вывод, что русофобия
Молодое поколение оказывается умнее?
Почему же молодым полякам не нравится избранная руководством страны антироссийская риторика? По мнению польского публициста Анджея Михневского, сокращению числа русофобов среди молодежи способствуют новые коммуникационные технологии.
«Этому способствуют использование интернета как средства общения, получение информации вне официальной политики или официальных государственных и частных СМИ. Поэтому на уровне непосредственных контактов молодых людей это [уменьшение
Журналист подчеркнул, что новый взгляд на отношения России и Польши у молодого поколения — важный фактор, на котором можно строить основу будущей совместной политики.
Однако на данном этапе влияние на восприятие России поляками имеют международные события.
«Отпечаток на всем этом оставляют международные события. Пока вопрос не касается непосредственно молодых людей с обеих сторон: как россиян в Польше, к которым относятся очень доброжелательно, так и поляков в России, у которых меньше возможностей приезжать в Россию», — отметил Михневский.
Промывка мозгов
Существует мнение, что антироссийские настроения искусственно навязаны полякам политическим курсом правящей партии. Дурное влияние России призвано оправдать популизм польских политиков. Громкие высказывания создают представление о Польше как о стране, страдающей от восточного соседа и нуждающейся в защите от российской агрессии.
«Дело в том, что русофобия в Польше на протяжении нескольких лет является официальной формой внешней политики, и власти все время проводят работу над общественным мнением. У русофобов, в смысле у власти, есть очень хорошие и мощные инструменты для продвижения политики ненависти к России. Есть СМИ, есть возможность поощрять тех режиссеров, которые снимают фильмы, направленные против России или ложно рассказывающие о совместной польско-русской или польско-советской истории», — пояснил в беседе с RuBaltic.Ru главный редактор интернет-издания STRAJK.eu Мачей Вишневский.
Журналист отметил, что в польском обществе нет запроса на пересмотр школьной программы по истории, и никто не собирается менять официальную линию Института национальной памяти, который занимается переписыванием истории и откровенной ложью.
И такие вещи, как сравнение немецкой оккупации с так называемой «советской оккупацией», как выставка «Узники Кремля. Неизвестные жертвы необъявленной войны» в Жешуве, как поиски «руки Москвы» в Смоленской катастрофе экс-министром обороны Антонием Мачеревичем, только способствуют нагнетанию напряженности. При этом подобная риторика отвлекает общество от решения важных проблем и позволяет другим государствам манипулировать Варшавой.
Тем не менее, как говорит ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья Эдуард Попов, «надо помнить о том, что наряду с официальной дипломатией есть дипломатия неофициальная, дипломатия народная: далеко не все поляки придерживаются навязываемой им антироссийской точки зрения».
Мнение о России у простых поляков действительно меняется: избранный политиками дискурс все меньше привлекает молодых людей, скептически настроенных к официальным авторитетам и активно получающих информацию из разных источников.
Это дает основания надеяться на то, что в будущем поляки станут голосовать за власть, выступающую за нормализацию отношений с Россией.
Безусловно, пока еще рано говорить, удастся ли молодежи полностью отвергнуть навязанные стереотипы. Но правительству Польши в любом случае придется обратить внимание на изменения общественного мнения. Ведь манипулировать былыми страхами граждан перед «врагом с Востока» со временем будет все сложнее.