Донбасс для Украины потерян: почему уже поздно чесать языком
Алексей Ильяшевич
Украинское информационное поле взорвала новость о проведении двухчасового телемоста между Киевом и Москвой и последующей его отмене. На этом фоне президент Украины Владимир Зеленский предложил российскому лидеру Владимиру Путину встретиться в Минске, отменить так называемую норму о 60 днях для донбасских пенсионеров и разрешить Донецку и Луганску заполнять документы на русском языке после реализации Минских соглашений. Но жители ДНР и ЛНР не воспринимают эту активность всерьез: Донбасс для Украины уже потерян.
Телемост между каналами NewsOne и «Россия 1» должен был состояться в пятницу, но уже через пару часов после анонса стало понятно, что «патриотически» настроенная общественность на Украине сорвет его проведение.
К зданию NewsOne потянулись радикалы, требующие отменить передачу и лишить канал лицензии, в адрес журналистов и их семей посыпались угрозы. Для Незалежной за последние пять лет это стало нормой. Удивляет другое — нездоровая реакция политического бомонда.
Топ-чиновники всех мастей переполошились так, будто речь идет не о телемосте с Москвой, а об обмене ядерными ударами.
Больше всех, пожалуй, отличился Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, который хочет аннулировать лицензию телеканала NewsOne.
Сегодня аннулировать лицензию можно только через суд, однако к чему все эти формальности, если «враг у ворот»?
Аналогии между майданной Украиной и сталинским СССР уже выглядят банально, но как здесь не вспомнить пресловутые «тройки» НКВД, которые выносили приговоры без суда и следствия? Ту же самую практику хочет возродить украинский Нацсовет.
Не нужны ни суды, ни проверки. Одна подпись чиновника — и экраны зрителей телеканала NewsOne покрываются цветной рябью. А ведь эта страна проклинает тоталитарный советский режим!
В связи с этим обратим внимание на опрос
В самом деле, трудно представить, что экс-лидер студии «Квартал 95», который долгие годы буквально олицетворял свободу слова в украинском шоу-бизнесе, будет заниматься репрессиями и закручивать гайки. И уж тем более трудно представить, что при новом президенте усилится давление на оппозиционные телеканалы. Но что мы наблюдаем сегодня?
Чудным образом соратники Петра Порошенко — генеральный прокурор Юрий Луценко и спикер парламента Андрей Парубий — спелись с назначенцами Зеленского.
Сам президент Украины назвал телемост «дешевым, но опасным пиар-ходом перед выборами, цель которого — вновь поделить нас с вами на два лагеря». Раздражение Зеленского вполне понятно, в его словах даже есть доля истины.
Не секрет, что подлинным владельцем телеканала NewsOne является председатель политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ) Виктор Медведчук, который в последнее время старательно «отгрызает» электорат у «Слуги народа».
На фоне Зеленского с его невнятной позицией по вопросу переговоров с Россией ОПЗЖ презентует себя в роли единственной реальной силы, которая способна добиться скидки на газ, вернуть украинских пленных и, в конечном счете, закончить войну.
Красоту игры Медведчука трудно переоценить. Отмена телемоста добавляет ему очки так же, как его проведение: избиратели юго-востока видят, что новый президент не только сам не стремится вести переговоры с Россией, но и другим вставляет палки в колеса.
В аналогичном положении Зеленский оказывался совсем недавно, когда Медведчук провел переговоры с лидерами ЛДНР и добился освобождения четырех украинских пленных. Новоизбранного гаранта это явно задело, поскольку сам он никого освободить не в состоянии.
Кстати, и тогда Зеленский намекал, что его политический оппонент не случайно озаботился освобождением украинских узников накануне выборов в Верховную раду. Но и Зеленский не случайно избегает острых вопросов и проводит парламентскую кампанию в режиме мямли, пытаясь быть приемлемым кандидатом и для востока, и для запада.
Медведчука, по крайней мере, трудно уличить в нечестной игре. Он открыто демонстрирует, какую политику собирается проводить. В отличие от Зеленского, который своих избирателей просто «разводит».
Но последние соцопросы показывает, что прав был Авраам Линкольн: «Можно обманывать часть народа все время. Можно обманывать весь народ некоторое время. Но нельзя все время обманывать весь народ».
Рейтинги «Слуги народа» заметно проседают, а мечта Зеленского об однопартийном большинстве может быть похоронена под обломками несостоявшегося телемоста.
Президент в этой ситуации судорожно пытается убедить народ, что у него все под контролем. Зачем нам этот Медведчук с его телемостами? Мы сами со всеми договоримся (лозунг для юго-востока) и всех победим (лозунг для запада).
Пытаясь соединить воинственную и примирительную риторику, Зеленский на волне скандала продолжает штамповать неубедительные заявления. К примеру, обращается к Путину через Facebook с предложением встретиться в Минске. Но только в присутствии «старших товарищей» — лидеров Германии, Франции, Великобритании и США. А то не дай Бог националисты обвинят в «зраде»!
Отдельного внимания заслуживает идея Зеленского отменить так называемую норму о 60 днях для пенсионеров из отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО). Чтобы получать пенсию, они должны как минимум раз в два месяца пересекать линию разграничения. Зеленский же предлагает увеличить этот срок до одного года.
Хотя до выборов у него был совершенно другой план — возобновить социальные выплаты на неподконтрольных Киеву территориях.
Вслед за Кучмой Зеленский повторил тезис о том, что блокада Донбасса будет снята только после возвращения «отжатых» предприятий их прежним владельцам. Но «отжали» их как раз после введения блокады. Может, и статус-кво стоит возвращать в той же последовательности?
Наконец, Зеленский поддержал идею главы своей администрации Андрея Богдана о том, что Донецку и Луганску после возвращения в состав Украины можно разрешить вести делопроизводство на русском языке. Но и здесь «прокол».
В Минских соглашениях четко зафиксировано право ОРДЛО на языковое самоопределение.
Так что Донбассу эта шуба с барского плеча не нужна — просто выполняйте свои международные обязательства.Во время президентской кампании, после оглашения результатов выборов и в первые недели после инаугурации Донецк и Луганск прислушивались к словам Зеленского. Но сегодня Донбаасу понятно, что ничего нового он не скажет. Донбасс для Украины потерян — и приход Зеленского тут ничего не смог изменить.