Почему Владимир Познер не прав насчет «советской оккупации» Прибалтики
Александр Носович
Известный российский журналист и ведущий Владимир Познер объяснил антирусские настроения среди латышей «оккупацией» Латвии Советским Союзом. Признанный мэтр российской тележурналистики в данном случае ошибся не только фактологически, назвав оккупацией события, которые ею не являются. Познер повторил распространенную ошибку сторонников либерального подхода в отношениях со странами Балтии, считающих, что если подыграть Литве, Латвии и Эстонии и признать их историческую мифологию, то России с ними будет легче общаться и проще защищать права человека в Прибалтике. В действительности все наоборот: именно оккупационная доктрина служит оправданием дискриминации русских в Прибалтике, и отход России от исторической правды станет для балтийских властей индульгенцией на нарушение прав человека.
Владимир Познер много раз высказывался в защиту русскоязычного меньшинства в странах Балтии. Во время частых посещений Латвии он постоянно говорил о недопустимости существования такого института, как «неграждане», о неприемлемости борьбы с русским языком.
«Есть страны, в которых существуют две разные национальные группы. Та же Финляндия, в которой есть финны и есть шведы. Шведский язык является вторым государственным языком. Есть Канада, где французов намного меньше, чем англоязычных жителей. Тем не менее, французский язык тоже является вторым официальным. Мне кажется, если бы русский язык и в Латвии обрел официальный статус, это снизило бы остроту межнациональных отношений», — рассуждал Познер в интервью
А вот отношение мэтра к проблеме «неграждан». «Правительство Латвии могло бы больше работать с "негражданами", превращать их в своих сторонников, именно в граждан и патриотов своей страны, а не просто в обладателей гражданских паспортов. Может, если бы их не ставить все время куда-то "в угол" и не твердить, что они "оккупанты" и вообще "сволочи", то тогда проблем было бы гораздо меньше. Если же их все время тыкать мордой в напоминание, что вы, мол, "понаехали тут", то, разумеется, эти люди поневоле станут своеобразной "пятой колонной". Это же очевидная вещь!» — доказывает Владимир Познер.
Отличие Познера от других известных людей, пытающихся вступиться за права русских в Прибалтике, состоит в убежденности мэтра: для улучшения отношений со странами Балтии России нужно проявлять к ним терпимость, с пониманием относиться к историческим травмам балтийских народов и идти им навстречу, в частности, признавая теорию «оккупации».
Так, во время последней поездки в Ригу Владимир Познер высказался против запрета преподавать на русском языке в частных вузах. «Конечно, решение не преподавать на русском в частных вузах, я не знаю всех подробностей, на мой взгляд, неправильное решение; в конце концов, язык-то ни при чем. Тогда не надо учить немецкий, потому что был фашизм, нацизм, и был Гитлер. Это странное решение», — заявил
В то же время Познер фактически оправдал власти Латвии, сказав, что понимает мотивы поведения латышей. «Исторически так случилось, что независимое государство — Латвия — было практически не то чтобы продано, но отдано Советскому Союзу в результате тайного протокола, подписанного Молотовым — Рибентропом в 1939. И введение Советской армии лишило Латвию независимости, и в течение долгого времени Латвия была просто Советской республикой».
Поэтому, считает Познер, латыши не виноваты, что в Латвии накопились антирусские настроения, которыми теперь пользуются профессиональные русофобы.
В выступлении Владимира Познера отчетливо видна главная ошибка, которую совершают сторонники либерального подхода к отношениям России со странами Балтии.
Отход от исторической правды и признание прибалтийской мифологии «оккупации» не ведут к улучшению отношений России с Эстонией, Латвией и Литвой, а выдают прибалтийским властям индульгенцию на дальнейшую дискриминацию русскоязычного меньшинства.
Именно «советской оккупацией» прибалтийские националисты 27 лет оправдывают все свои свинства. Оккупационная мифология — это идеологическая основа их деятельности.
Четверть населения Эстонии и треть населения Латвии лишили гражданства и фундаментальных человеческих прав на том основании, что эти люди — «советские оккупанты», которые не были гражданами досоветских стран Балтии. В Прибалтику их заслала Москва, чтобы отнять Латвию у латышей и Эстонию у эстонцев.
Русский язык, на котором говорит большинство жителей Таллина, Риги, Латгалии и Принаровья, вопреки всем международным соглашениям о региональных языках и правах национальных меньшинств не имеет официального статуса в Латвии и Эстонии, потому что русские в странах Балтии — не коренные жители, а «советские оккупанты». Их заслала Москва… далее см. выше.
Дети из русских семей не имеют права учиться на родном языке, потому что русские школы — это «наследие оккупации» и русскоязычного образования в Латвии быть не должно.
Ветераны Латышского легиона СС, каждый год марширующие в центре Риги, — это национальные герои, которые боролись за независимость Латвии от Советов на стороне Гитлера.
Единственный для России способ защитить права человека в Прибалтике и остановить там возрождение и героизацию нацизма — это отстаивание исторической правды.
О том, что оккупационная доктрина стран Балтии — это миф, можно написать сотни книг. Но не нужно, потому что эти книги уже написаны. Бери и читай. Теория «советской оккупации» Прибалтики много раз неоспоримо опровергнута — недаром в балтийских странах запрещена всякая дискуссия по этому вопросу, а в Литве так и вовсе действует уголовная статья за отрицание «оккупации».
«Если говорить об оккупации как о незаконном занятии некой территории вооруженными силами, то, очевидно, оккупации Литвы не было. Хочу отметить, что размещение контингентов советских войск и в 1939, и в 1940 годах производилось с ведома и разрешения властей этой страны. Оно не сопровождалось каким-либо вооруженным сопротивлением со стороны армии. После включения Литвы в состав Советского Союза литовские вооруженные силы были преобразованы в территориальный корпус Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), и многие военнослужащие (в том числе высоких рангов) продолжали нести службу, не считая это нарушением присяги», — говорит, например, о событиях военной истории Литвы директор фонда «Историческая память» Александр Дюков.
Только доказательное опровержение мифа о «советской оккупации» Эстонии, Латвии и Литвы позволяет разрушить все прочие прибалтийские мифы и тем самым пресечь героизацию нацизма и дискриминацию национальных меньшинств в странах Балтии.
«Неграждане» — никакие не оккупанты, а трудовые мигранты, которых зазывали сами республиканские власти Латвийской и Эстонской ССР ради форсированной индустриализации своих республик, что подтверждают архивные документы. Власти Литовской ССР от превращения Вильнюса в крупный промышленный центр отказались и так много гастарбайтеров не приглашали, поэтому в Литве сравнительно мало русских.
Русские общины живут в Прибалтике много столетий. В Латвии русские жили с XVII века, эстонское Принаровье — исторически русскоязычная область. Русские — коренные жители стран Балтии, и их язык должен быть признан официально в соответствии со всеми международными нормами.
Русские школы — не «наследие оккупации», потому что русское образование существует в Прибалтике много веков, как и русское население. Первые русские гимназии появились в Эстонии в XVIII веке — на век раньше первых эстонцев.
Героизация легионеров СС и коллаборационистов, участвовавших в Холокосте, не может иметь никаких оправданий. Это, кстати, постоянно повторяет тот же Владимир Познер. «Вы сейчас можете говорить все, что угодно, но на Нюрнбергском процессе было заявлено однозначно: СС — это преступная организация. Значит, человек, ходивший в форме СС, так или иначе принадлежал к этой организации, нравится это кому-то у вас или нет. И после всего этого маршировать в марте и получать какие-то государственные льготы — это, мне кажется, глупо», — говорил телеведущий в том же интервью, в котором признавал «советскую оккупацию» Латвии.
Сила России — в исторической правде, а историческая правда состоит в том, что «советская оккупация» Литвы, Латвии и Эстонии — ложь, и эта ложь оправдывает разделение людей на граждан и «неграждан», запрет русского языка, русскоязычного образования и марши легионеров СС.
Принять иной подход — отказаться от исторической правды и начать потакать лжи про «советскую оккупацию» — означает легитимировать нарушение прав человека в Прибалтике. Россия после этого потеряет всякую возможность говорить о «негражданах» и дискриминации русскоязычного населения.
Прибалтийские националисты от устранения России осмелеют и почувствуют свою полную безнаказанность. Дело может дойти до этнических чисток. Едва ли людям либеральных взглядов в России понравится такое развитие событий в странах Прибалтики. Если, конечно, они либералы в подлинном смысле этого слова.