Посол России в Литве — о проекте Дома Москвы: «Жители Вильнюса должны сыграть здесь свою роль»
Владимир Балобаев
Новый мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс на днях в интервью литовским СМИ выразил сомнения в необходимости строительства Дома Москвы в Вильнюсе и отметил, что российская сторона якобы затягивает строительство Дома Вильнюса в Москве. Портал RuBaltic.Ru попросил разъяснить российскую позицию по этому вопросу Чрезвычайного и Полномочного Посла России в Литве Александра УДАЛЬЦОВА:
- Ваше превосходительство, господин посол, не могли бы Вы рассказать, какова в действительности ситуация по вопросу с Домом Вильнюса в России и с аналогичным проектом Дома Москвы в литовской столице? В чем сложности при реализации обоих проектов?
- Я читал высказывания Ремигиюса Шимашюса в СМИ, но во время нашей встречи, прошедшей 7 июля, он не озвучивал подобных скептических суждений. Ремигиюс Шимашюс интересовался нашей оценкой ситуации. Я высказал ему свою точку зрения, хотя подчеркнул, что все-таки это — дома Вильнюса и Москвы, то есть тут должны разбираться между собой мэрии. При этом я готов всецело способствовать их сотрудничеству.
На самом деле, этому проекту уже десяток лет. Тут есть разноскоростное движение в реализации двух его частей. Мы, я имею в виду Россию, успели продвинуться вперед, хотя были сложности разного рода. Тем не менее, есть уже целостное здание и известны месяцы, на которые назначено окончание строительства — это максимум середина будущего года. Проект литовского дома в Москве пока отстает. Да, есть в этой ситуации и объективные и субъективные проблемы, я это и в беседе с мэром подчеркивал.
Суть же ситуации в том, что прежде литовская сторона не проявляла особого интереса к проекту.
Поэтому так получилось с подрядчиками, с оформлением земельного участка. Сейчас ситуация изменилась, причём именно мэрия Москвы стала пристальнее следить за этим и делать шаги, которые должна была сделать.
Сейчас мы видим, что и у Литвы появился интерес к проекту. Дом Вильнюса расположится на Ходынской улице, это центральный административный округ Москвы, в нашем понимании это — самый центр, так что место хорошее. Сейчас мы договорились так: они решают все вопросы, которые должны были давно решить, а мы свои обязательства выполним. По-моему, мэр отнесся к этому с пониманием.
Потом мы говорили о том, что надо совместными усилиями эту проблему решать, доводить дело до конца, а не чинить препятствия, потому что это не отвечает интересам жителей обеих столиц. Я рассказал мэру, что в мою бытность послом России в Латвии (1996 — 2001 гг. — прим. RuBaltic.Ru) был открыт Дом Москвы в Риге. Он успешно функционирует, люди ходят на концерты, выставки, дети посещают кружки, там есть библиотека и турагентство, то есть подобного рода проекты действительно востребованы и важны.
В целом у меня осталось положительное впечатление от обмена с мэром мнениями по этому вопросу. Те, кто сегодня всё политизируют, будут потом отвечать за свои противоречащие интересам людей решения. Нам важно не встать на этот путь.
- На Ваш взгляд, нет ли политизации данного вопроса с литовской стороны?
- Конечно, есть. Сегодня нет никаких вопросов в наших отношениях с Литвой, которые бы не политизировались кем-либо. Меня, например, очень удивило изложение в литовских СМИ итогов нашей беседы с господином Шимашюсом, это — как раз одно из проявлений той самой политизации.
- Повлияла ли на продвижение проекта смена руководства Вильнюса, появились ли новые проблемы после прихода Шимашюса или, может быть, наоборот он более прагматичный мэр, чем его предшественник Зуокас?
- Сейчас об этом говорить рано. Он только недавно вступил в должность, и я ему пожелал успехов. На мой взгляд, он очень перспективный политик, общительный и приятный собеседник, старающийся вникнуть в суть вопроса, и это мне тоже импонирует.
Моя беседа с мэром была шагом к дальнейшему сотрудничеству, к тому, чтобы он лучше понимал нашу позицию, а дальше уже мэриям надо выходить на прямую связь и общаться, чтобы закончить этот интересный, взаимовыгодный и, как мне кажется, взаимовостребованный проект.
- На сегодняшний день прямые контакты между мэрией Вильнюса и Москвой, как мне кажется, не очень активны…
- Это отдельный вопрос. Здесь у Литвы есть самопроизвольные ограничители в контактах с Россией, прежде всего — на политическом уровне. Такова сейчас их политическая линия и мы, естественно, не хотим в ней участвовать. И с мэром мы об этом тоже говорили, нам обоим кажется, что на уровне мэрий столиц и других городов, на рабочих уровнях в других сферах контакты надо поддерживать и решать вопросы.
Я рассказал господину Шимашюсу, что даже в условиях санкций мэрия Риги, например, находит сферы для взаимодействия с Москвой, которые чрезвычайно выгодны латвийской столице.
Политика политикой, а жизнь города – это жизнь людей. Особенно в таких крупных городах, как Москва, в мегаполисах.
Это — отдельный вопрос, его надо решать, ведь здесь затронуты, прежде всего, потребности людей – жителей этих городов.
Есть такое понятие, как Российский центр науки и культуры. У нас их от Вашингтона до Сиднея много, но для открытия такого центра нужно межправительственное соглашение, политическое решение определённого уровня. А дома Москвы и Вильнюса — это региональные связи, это другой уровень, там нет и не будет политики, там будут экономические и культурные связи, детские кружки, библиотеки. Всё это нормально и не противоречит логике добрососедства.
При Посольстве Литовской Республики в Москве давно существует Дом Юргиса Балтрушайтиса. Посол Литвы господин Мотузас не раз говорил о том, что в этом центре они проводят в месяц 2-3 крупных мероприятия для российской общественности, это не клуб, который обслуживает только посольство, он работает для всех жителей Москвы. Это те проекты, которые литовская сторона уже реализует, почему бы нам не превратить это в двустороннее явление?
- Значит, будем надеяться, что прагматичный подход возобладает.
- Я как дипломат только на это и надеюсь. Полагаю, жители Вильнюса должны тоже сыграть здесь свою роль.