Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис обещал польской коллеге Беате Шидло прекратить дискриминацию литовских поляков. Сейм Литвы рассмотрит предложение разрешить использовать нелитовские буквы в паспортах граждан Литвы. До сих пор литовским полякам не давали писать свои имена и фамилии по правилам родного языка, изымали польские надписи, запрещали польские названия населенных пунктов и закрывали польские школы. Даже Польша признала, что поляки лучше чувствуют себя в Беларуси, а не в Литве: белорусская политика по отношению к польскому населению в значительно большей степени соответствует европейским ценностям и правам человека, чем литовский национализм.
«Мы должны объяснить польским военным, что они должны поддерживать балтийские страны. И это сложно, поскольку у нас есть проблемы с польским меньшинством в Литве. Парадоксально, однако сейчас ситуация польского нацменьшинства в Беларуси лучше, чем в Литве», — заявил осенью прошлого года на конференции в Каунасе директор политического кабинета МИД Польши Ян Парысь.
Заявление высокопоставленного польского дипломата вызвало на конференции большой скандал, а литовских союзников повергло в шок и недоумение. И неудивительно! Польша — член НАТО и ЕС, главный союзник США в Восточной Европе — в вопросе о соблюдении прав национальных меньшинств ставит в пример другому члену НАТО и ЕС и американскому союзнику в Восточной Европе союзное России государство, члена ЕАЭС и ОДКБ, против которого десятилетиями действовали западные санкции и которое выгнало американского посла.
«Неправильно говорить, что ситуация с правами человека в авторитарном режиме, в так называемой последней диктатуре в Европе, лучше, чем в сильной демократии, которой и является Литва. Это нас действительно оскорбляет — всех сидящих здесь литовцев. Мы должны избегать подобных заявлений», — возмутился на той же конференции словами польского коллеги директор по политическим вопросам МИД Литвы Роландас Качинскас.
Видно, потрясение в самом деле было велико, если литовский дипломат с ходу задействовал весь набор литовских политических мантр. С одной стороны, «сильная демократия» с европейскими ценностями и правами человека, с другой — «последняя диктатура Европы». Странно, что рейтинг Freedom House сгоряча не начал цитировать, чтобы напомнить, как высоко стоит Литва в вопросах общечеловеческих прав и свобод.
Но сколько ни кричи про «сильную демократию», а факт остается фактом.
Официальный представитель Варшавы публично признаёт, что полякам сегодня лучше живется в «диктаторской» Беларуси, а не в «европейской» Литве.
И в этой ситуации нет ничего удивительного. Она — закономерный результат расхождения в ХХ веке путей исторического развития Беларуси и Литвы, составлявших некогда единое целое. В результате этого расхождения поляки двух стран живут сегодня в двух разных мирах, причем белорусский мир неожиданно для их защитников в Варшаве оказывается более цивилизованным, гуманным и «европейским» по отношению к национальным меньшинствам, чем мир литовского этнического национализма.
В Литве, согласно последней переписи, поляки составляют 6,5% населения. Это крупнейшее национальное меньшинство в Литовской Республике, компактно проживающее на юго-востоке страны. Польское население составляет большинство в столичном Вильнюсском районе Литвы (60%) и в Шальчининкском районе (75%). В самом Вильнюсе поляки составляют 17% жителей.
В Беларуси, согласно последней переписи, поляками себя назвали 3% населения. Большинство кресовян проживает в Гродненской области на белорусско-польской границе, где поляки составляют до четверти населения.
Белорусские и литовские поляки объединены одним регионом проживания — Виленским краем. Этот транснациональный регион — бывший центр Великого княжества Литовского, имперская метрополия ВКЛ, в межвоенный период входившая в состав Польши. После Второй мировой войны большая часть Виленского края во главе с Вильнюсом досталась Литве, меньшая часть — Беларуси.
И первая Литовская республика, и Белорусская ССР столкнулись с проблемой польского населения, которое было лояльно Польской республике маршала Пилсудского, а не местным правительствам и мечтало о возрождении Речи Посполитой. Методы решения этой проблемы были диаметрально противоположны.
Литовские националисты пошли по стандартному для Восточной Европы пути дискриминации и принудительной ассимиляции бывшей имперской нации, ставшей нацменьшинством, тогда как Белорусская ССР сделала ставку на советский интернационализм и дружбу народов.
В Белорусской ССР было провозглашено четыре государственных языка: русский, белорусский, польский и идиш. Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» был начертан на гербе Советской Белоруссии на всех четырех языках. Были гарантированы культурные, языковые, образовательные и другие права польского, еврейского и прочего нетитульного населения.
Тем самым достигалась лояльность национальных меньшинств Белорусской ССР: значительная часть поляков выходила из-под влияния Варшавы и становилась лояльной «красному проекту».
Довоенная Литва в это же время строилась как антипольское государство. Национальная идея Литовской республики сводилась к возвращению в свой состав Вильнюса, занятого поляками. Польша в Каунасе воспринималась не меньшей угрозой, чем Советский Союз, поляки считались злейшими врагами литовцев.
В полной мере действие литовского национализма поляки испытали на себе в 1939–1940 годах, после присоединения к Литве Виленского края. Полиция следила, чтобы на улицах Вильнюса не разговаривали по-польски; польские школы были закрыты; десятки тысяч поляков уволили с работы, а польских беженцев, спасавшихся в Литве от гитлеровской оккупации, литовские власти бросали в концлагеря.
«Такие лагеря, как в Жагаре, стали предметом, компрометирующим Литву. У правительства возникла обеспокоенность о том, что, например, английское радио сообщило, что “Литва обещает запихнуть всех польских беженцев в концентрационные лагеря”», — пишет
Наконец, Литва стала первой из Прибалтийских республик, которая создала институт неграждан, лишив гражданства 150 тысяч поляков Виленского края.
Сегодня литовские власти гордятся тем, что в 1991 году они не пошли по пути Латвии и Эстонии и не стали делить людей на граждан и неграждан. При этом они забыли (или делают вид, что забыли), как их предшественник, диктатор Сметона, в 1939 году обошелся с поляками. Треть населения Виленского края одномоментно была лишена свободы передвижения, прав на покупку недвижимости, трудоустройство и участие в политике.
Поэтому советская власть после вхождения Литвы в состав СССР представлялась полякам Виленского края главным защитником от литовских националистов. Советский Союз распространил на Литовскую ССР свою национальную политику: на юго-востоке Литвы так же свободно, как в Беларуси, работали польские школы, а в Вильнюсе для поляков издавалась газета Cherwony standard.
Из-за такой политики поляки Литвы стали исключительно лояльны советской власти. В марте 1991 года польские самоуправления Вильнюсского края, вопреки «Саюдису» и Ландсбергису, пытались участвовать в референдуме о сохранении СССР, а в августе поддержали ГКЧП.
Советский интернационализм и ставка на дружбу народов привели к формированию на бывших восточных окраинах Речи Посполитой новой культурной общности «советские поляки».
Польское население как в Беларуси, так и в Литве в большинстве своем с симпатией относится к советскому прошлому, поддерживает Россию и празднует 9 мая День Победы в Великой Отечественной войне. Этот факт с ужасом и недоумением признают как литовские, так и польские борцы с «проклятым коммунистическим прошлым».
«64,6% литовских поляков заявляют, что им нравится или даже очень нравится президент России Владимир Путин. Критическое отношение к нему только у 11%. Это результат опроса представителей меньшинств, проведенного Baltious tyrimai и группой Gallup. 63,8% литовских поляков рассматривают Россию как страну, благоприятную для Литвы, иного мнения придерживаются 32,35%. С утверждением, что Крым законно стал частью Российской Федерации, согласны или скорее согласны 40,6%, тогда как категорически не согласны или скорее не согласны 31,1%», — пишет, например, крупнейшее польское издание Gazeta Wyborcza в статье «Поляки Литвы любят Путина».
Россия и Беларусь популярны у поляков Виленского края, потому что они являются наследниками Советского Союза, отказавшимися после его распада от националистической политики, тогда как Литва после «восстановления независимости» вернулась к этническому национализму и притеснениям поляков.
Британский The Economist в 2010 году называл польско-литовские отношения худшими отношениями между двумя государствами — членами НАТО и ЕС. Польскому населению запрещено писать названия населенных пунктов, где они живут, на родном языке. Запрещено использовать двуязычные таблички с названиями на польском и литовском.
Все населенные пункты Вильнюсского и Шальчининкского районов переименованы: польские названия заменены литовскими. На литовский манер предписано писать польские имена и фамилии. Запрещены нелитовские буквы в литовских паспортах. Правительство «ландсбергистов» интенсивно закрывало польские школы. Литовские спецслужбы год от года указывают польские культурные организации в списках «пятой колонны», представляющей угрозу национальной безопасности Литвы.
В результате Вильнюс и Варшава сегодня старательно игнорируют друг друга. За исключением периодических пересечений на международных площадках вроде саммитов ЕС и НАТО, лидеры двух стран принципиально избегают общения: польский президент отказывается от визитов в Вильнюс, президент Литвы не едет в Варшаву.
Проблема польского меньшинства десятилетиями отравляла и польско-белорусские отношения. Тем не менее даже в Варшаве признают, что белорусские поляки сегодня находятся в лучшем положении, чем литовские.
Белорусские спецслужбы не публикуют публичных отчетов, шельмующих активистов местной Полонии «пятой колонной». Для польского населения в Беларуси беспрепятственно работают школы, газеты и центры польской культуры. Католическое Рождество в Беларуси в первую очередь для местных поляков-католиков сделано выходным днем наравне с православным.
Большинство белорусов в национальном вопросе согласно с президентом страны Александром Лукашенко, в принципе отказывающимся выделять в белорусском обществе меньшинства: «У нас нет никаких меньшинств, ни сексуальных, ни национальных. Это всё наши граждане. Это наши поляки, это мои поляки».
Советская национальная политика, сохранившаяся в Беларуси, оказалась более гуманной, цивилизованной и соответствующей европейским демократическим ценностям, чем хваленый «европейский выбор» Прибалтики, за которым скрывалась махровая ксенофобия, национализм, языковые репрессии, лишение гражданства и иные формы дискриминации национальных меньшинств.
Поэтому поляки, оставшиеся жить на окраинах бывшей Речи Посполитой, поддерживают Советский Союз, Россию, Беларусь, Путина и Лукашенко. Они на собственной шкуре испытали националистическую альтернативу дружбе народов.
На западе Украины поляки вовсе были массово вырезаны местными националистами, которых сегодня героизирует украинская власть. В досоветской Литве поляки были лишены гражданства, а в постсоветской, «европейской» и «демократической», подвергнуты бесконечным мелким придиркам с запретом писать букву W и требованиями добавлять к именам и фамилиям «ас» и «юс».
Лучшей альтернативой для поляков в итоге оказалась «совковая» Беларусь. Она, может, и «последняя диктатура Европы», зато поляки для белорусов не «нелояльные меньшинства» и не «пятая колонна», а «наши граждане».