Западные экспертные центры моделируют военный конфликт на Балтике, а генералы НАТО открыто называют Россию угрозой безопасности. О военном планировании и перспективах конфликта RuBaltic.Ru рассказал заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН Сергей УТКИН:
– Сергей Валентинович, не так давно американский аналитический центр RAND
– Вероятность конфликта на Балтике низкая. Большая часть разговоров, которые ведутся по этому поводу, скорее связана с политикой в более широком смысле, чем с военной безопасностью. Безопасность становится инструментом политических игр. Источник подобных озабоченностей тоже понятен – это восприятие странами Балтии политики России в ходе украинского кризиса. Они переносят на себя события, имевшие место в Крыму. Это в свою очередь вызывает политические дискуссии в стане союзников стран Балтии по НАТО, у которых тоже есть желание поучаствовать в этих политических играх. Но всё это по большей части останется на уровне символических шагов и военных игр, а не реального конфликта.
– RAND пишет, что для захвата Таллина и Риги России потребуется лишь 60 часов, поэтому для отражения вторжения НАТО должны развернуть семь бригад, включая три бронетанковых. Разве подобные расчёты можно считать попыткой восстановить объективный баланс сил в регионе?
– Здесь, как очень часто бывает, военные лоббисты стараются увеличить объём работ, за который они могут получить деньги. Соответственно, тут есть потенциал для того, чтобы за счёт более интенсивного использования вооружённых сил поместить военных в более выгодное положение в финансовом и других отношениях. Что касается чисто военного планирования в узком смысле, большинство военных специалистов, которых мне приходилось слышать, сходятся во мнении, что, в случае если, не дай бог, дойдёт до полноценного военного конфликта между Россией и НАТО, размещение той или иной бригады или дивизии в странах Балтии не станет решающим фактором. Если убрать политику и расчёт вероятностей нападения, то очевидно, что на Балтике практически невозможно создать какой-либо рубеж обороны, который сыграл бы существенную роль.
– Альянс обосновывает наращивание сил как ответные шаги на действия России. ICDS отмечает, что в порыве «антизападной паранойи» Россия сделала Калининградскую область «вооружённой до зубов и угрожающей соседним странам», несмотря на «идеальные условия для развития туризма и свободной торговли» в Калининграде. С этим можно согласиться?
– Всё-таки на склад оружия Калининградская область пока мало похожа. В том числе, используется её рекреационный потенциал, есть трафик туристов, работает режим местного приграничного передвижения с Польшей, идущий на пользу обеим сторонам, поэтому ситуация там выглядит более пестро, чем кажется издалека.
Теперь о размещении элементов военного потенциала. Такое размещение и его возможное усиление со временем не скрывалось российским руководством. Россия подчёркивала, что оно может стать одним из инструментов, который позволит странам НАТО понять, что нам не нравится в их действиях, и создать условия для прихода к компромиссам в вопросах военного строительства.
Раз нам не нравится, что они делают, а им не нравится, что делаем мы, значит, можно взаимно отказаться от определённых действий и прийти к соглашению, что мы не будем двигаться к гонке вооружений. Или придём к хотя бы устной договорённости, что баланс, созданный в рамках ДОВСЕ, будет сохраняться.
С одной стороны, Россия хочет показать, что, если на Западе не будут обращать внимания на российские интересы, сформулированные российским руководством, у Кремля есть методы демонстрации силы. С другой стороны, Россия стремится оставить поле для компромиссов и делает так, чтобы было можно отступить на несколько шагов назад и договориться. Со стороны некоторых западных экспертов, при этом, есть желание продемонстрировать, что российская политика совершенно непредсказуема и опасна. Опять же, это даёт возможность увеличить ресурсы, находящиеся в распоряжении военно-промышленного комплекса, и привлечь внимание к странам Балтии, что входит в интересы местных элит. Каждый решает свои задачи. В том числе крыло «ястребов» в американском истеблишменте оценивает ситуацию через призму старой логики сфер влияния и не хочет что-либо уступать в пользу России.
– Не за горами саммит НАТО в Варшаве. Страны Балтии и Польша рассчитывают добиться дополнительных гарантий безопасности со стороны Альянса, имея в виду российскую угрозу. Удастся ли им сделать это?
– Исход саммита будет мало зависеть от действий России. Достаточно велик риск провокаций и того, что ответы России на действия НАТО будут интерпретироваться как агрессивное поведение, что в свою очередь вызовет новый виток эскалации со стороны НАТО, – и так далее. Внутри Альянса и России есть люди, которые бы хотели, чтобы ситуация пошла по этому пути. Такие «рыцари холодной войны», которым интересно всячески стимулировать развитие ВПК. Если же говорить о саммите, то лично я вижу очень существенную оппозицию внутри НАТО особо критическим замечаниям в адрес России, исходящим из стран Балтии и Польши.
В первую очередь, это оппозиция Германии, Франции, Италии – крупнейших европейских членов Альянса, которые не склонны без достаточных оснований драматизировать ситуацию и считают, что необходимо восстанавливать нормальные отношения с Россией.
Но всё-таки они очень серьёзно воспринимают ситуацию, сохраняющуюся на Украине. Если бы в ближайшие месяцы удалось продемонстрировать, что на Украине есть тенденция к стабилизации или хотя бы полный отход от военного конфликта, качественно сокращается число нарушений режима прекращения огня, это бы добавило аргументы умеренным политикам внутри НАТО в преддверии саммита.
– Вы говорите об умеренных политиках НАТО и об условных «ястребах». Чьи взгляды сейчас превалируют во внутринатовском дискурсе?
– Если говорить именно о НАТО, то сильнее стоят умеренные деятели. В НАТО решения принимаются консенсусом: Германия и Франция вполне способны заблокировать те или иные решения, скажем, просьбы вывести на новый уровень постоянное присутствие Альянса в Польше и странах Балтии. Это уже происходило не раз, и сейчас, как мне видится, они намерены идти в этом направлении. Другое дело, что подобные решения на уровне НАТО не блокируют двустороннее сотрудничество.
Президент США Барак Обама уже хочет спокойно завершить своё президентство, но если потом в Белом доме возобладает «ястребиный» настрой, то вполне возможна интенсификация взаимодействия США с Польшей и странами Балтии.
Но здесь будет многое зависеть и от политики самой России, от способности не совершать неоправданно резких движений и умения находить возможности диалога с соседями.
– При этом участились разного рода инциденты на Балтике: заявления о российских самолётах у воздушных границ, встречи самолётов в небе, пролёты российской авиации над американскими судами и так далее. О чём это говорит?
– Страны НАТО и США, как ведущая сила Альянса, стремятся продемонстрировать своё присутствие в зонах, которые традиционно считались зонами интересов России. Россия стремится продемонстрировать, что её военный потенциал нужно воспринимать всерьёз. Пока это трения, намеренные с обеих сторон, и вполне контролируемое покусывание друг друга. Вокруг них больше медийного шума, чем реальной обеспокоенности военных. В СМИ же инциденты приобретают фантастический размах. Надо поспокойнее реагировать на них и не считать, что остался шаг до мировой войны. Большинство экспертов сходятся в оценках, что ни НАТО, ни Россия по уровню милитаризации и близко не находятся к тому, чтобы даже готовиться к потенциальному мировому конфликту, не говоря уже о том, чтобы его деятельно приближать.