Политика Политика

Что необходимо «Согласию» для вхождения в правительство Латвии?

Латвия лишь в прошлом месяце сформировала своё новое правительство, однако политическая жизнь страны уже входит в новый этап – муниципальные выборы 2017 г. и парламентские выборы 2018 г. Начали появляться новые партии и неожиданные прогнозы будущих политических метаморфоз. Так, профессор факультета социальных наук Латвийского университета Оярс СКУДРА несколько дней назад заявил о возможном создании после выборов 2018 года правительства с участием партии «Согласие», которая, несмотря на высокие рейтинги, по идеологическим причинам не допускается руководством страны в правительство Латвии. Портал RuBaltic.Ru выяснил у профессора Латвийского университета, какие условия могут привести «Согласие» к власти и насколько важно появление партии «Честь служить Латвии»:

– Профессор Скудра, на днях в интервью агентству LETA Вы заявили, что к выборам в Сейм в 2018 году может сформироваться националистически-патриотическая коалиция, в которую войдут «Согласие», Союз «зелёных» и крестьян, а также недавно созданная партия «Честь служить Латвии». Скажите, почему именно «националистически-патриотическая коалиция», ведь эти политические силы вроде не были замечены в национальной риторике?

– Да, здесь Вы правы. Я не проверял, что конкретно написала LETA, но именно такие слова я не говорил. Я заявил, и это был всего лишь один из возможных сценариев, что союз этих партий в будущем может возникнуть. Однако это не значит, что он неизбежно будет.

Что касается настроений патриотизма, то они присутствуют во всех этих организациях; другое дело, какой смысл вкладывается в эту фразу – что значит быть патриотом. Говоря же о националистах, я допускаю, что среди одной части Союза «зелёных» и крестьян, конкретно в партии «Крестьянский союз», есть отдельные представители и, возможно, даже известные политики, которые по определённым вопросам имеют вполне националистические взгляды. Но это только отдельные личности, и это не относится к партии в целом и тем более ко всему Союзу «зелёных» и крестьян.

Говоря же о моём прогнозе: он основывается на том, что стратегическая цель СЗК заключается в получении доминирующего положения среди остальных политических партий Латвии. На мой взгляд, СЗК сейчас как раз и находится на пути к этому доминирующему положению. В то же время для осуществления моего прогноза нужны две предпосылки. Первое – СЗК должен выиграть муниципальные выборы, намеченные на 2017 год. И не только в Курземских или Земгальских самоуправлениях, где у них сильные позиции. Нет, партия суммарно в целом по Латвии должна получить больше всего депутатских мандатов. Второе – они должны обойти «Согласие», став главенствующей политической силой страны, и на парламентских выборах в 2018 году занять первое место. При этих условиях, а также если недавно созданная партия «Честь служить Латвии» на муниципальных выборах наберёт суммарно по стране более 5% голосов, пройдёт на выборах 2018 года в парламент, а в сумме у всех трёх партий получится больше половины депутатов, такая коалиция может состояться. Также очень важно учитывать процессы, происходящие в политической системе Латвии, которые в ближайшие год-два могут измениться. Поэтому я ещё раз повторяю: мой прогноз лишь один из возможных вариантов, и я не утверждаю, что он обязательно будет.

Другой вариант – это та же коалиция, которая у нас существует на данный момент в лице Союза «зелёных» и крестьян, Национального объединения и «Единства». Я считаю, что пока СЗК не определился, чего именно он будет добиваться и в какую сторону склоняться. 

Пока лишь совершенно ясно, что его цель – это победа на выборах в самоуправления.

– Говоря о недавно созданной партии «Честь служить Латвии»: по Вашему мнению, на какой электорат она рассчитывает и в каких самоуправлениях она может выставить своих кандидатов?

– Да, партия создана. Однако её пока ещё нет в списке зарегистрированных политических партий страны, поэтому в открытом доступе ещё нет её программы, но она принята. В то же время, мне доступен манифест общества, на базе которого была создана партия. Общество ранее имело аналогичное название, а теперь называется «Честь служить Отчизне», так как по закону общество и партия не могут носить одинаковые названия. В манифесте же сказано, что «мы должны оберегать Латвию от носителей чужой культуры», – абстрактно, не указывая, от какой конкретно. Ещё заявляется о «недопущении подчинения нажиму других государств, крупных международных политических организаций» и так далее. Вообще в манифесте не употребляется слово «демократия», что, на мой взгляд, очень важно, и указано, что «мы видим Латвию как государство с одной общиной, едиными ценностями и информационным пространством». В связи с этим я предполагаю, что эта партия нацелена на избирателя, для которого не имеет значения принадлежность к одной или другой языковой общине или же к одному или другому информационному пространству. То есть она будет в первую очередь рассчитана на тех, кто говорит дома как на русском, так и на латышском языке.

Также партия имеет много общего с партией вице-мэра Риги Андриса Америкса «Честь служить Риге». Андрей Пожарнов, лидер новоявленной партии, с 2013 года является членом правления Rīgas satiksme, муниципального предприятия, которое обеспечивает городские перевозки общественным транспортом в Риге. Кроме этого, были разговоры о создании единой партии вместе с ЧСЛ, но Америкс и его соратники решили, что с этим спешить не надо, а сперва необходимо посмотреть, что получится у Пожарнова.

– На Ваш взгляд, каковы шансы этой партии на попадание в парламент, ведь языковое разделение у нас в стране является одним из доминирующих на всех выборах в Сейм?

– Об этом пока судить трудно. Я допускаю, что партия будет ориентироваться в первую очередь на конкуренцию с такими политическими силами, как партия Ингуны Судрабы «От сердца – Латвии», и, возможно, на какую-то часть электората, не участвующего в выборах, ведь явка избирателей у нас постоянно уменьшается.

Главный же ареал поддержки партии, на мой взгляд, сконцентрирован в Риге и близких к ней самоуправлениях, в радиусе примерно 50–60 километров от столицы.

Поскольку это и есть основной центр как экономической, так и социально-культурной жизни Латвии. Тогда как надеяться на успехи в таких городах, как Елгава, Лиепая, Вентспилс или Даугавпилс, им не приходится, поскольку там очень сильны позиции других партий.

– Вы говорите о возможной коалиции между партиями «Согласие», «Честь служить Латвии» и Союзом «зелёных» и крестьян, однако после выборов 10-го Сейма у «Согласия» и СЗК на двоих было больше половины мест и возможность создания коалиции тоже. Однако она всё же создана не была, так почему же Вы считаете, что она может быть после выборов 2018 года?

– Мой прогноз касается тенденции возможного развития Союза «зелёных» и крестьян при условии, что сохранятся те тенденции, которые наблюдаются в настоящее время в партийной системе Латвии. Что касается того, почему после выборов 2010 года сложилась та коалиция, которая сложилась, то можно вспомнить и заявления экс-президента Валдиса Затлерса, что только танки могут помешать пригласить «Согласие» в правительство. Однако результат мы все помним, и думаю, что на то были определённые причины, часть из которых, наверно, никогда не будет озвучена.

В то же время сейчас у СЗК есть две основные стратегии. Стратегия на будущий год ясна – сохранить настоящее правительство, играть в нём доминирующую роль и выиграть, в том смысле, как я уже изложил, выборы в самоуправления. Если это произойдёт, то потом можно будет говорить, какой из двух путей выберет СЗК, чтобы получить для себя более выгодные условия. Ещё здесь очень важна роль «Честь служить Латвии»: Андрей Пожарнов своей новой партией должен доказать свою жизнеспособность. Если же она окажется такой же, как у Ингуны Судрабы, то естественно, что никаких вариантов участия «Согласия» в правительстве не будет.

– Тогда последний вопрос: на Ваш взгляд, какую политику может проводить правительство с участием гипотетической коалиции Союза «зелёных» и крестьян, «Согласия» и партии «Честь служить Латвии»?

– Главным определяющим фактором, на мой взгляд, будет то, насколько глубоким будет кризис внутри Европейского союза, связанный с беженцами и другими проблемами ЕС. Он окажет большое влияние на позицию Союза «зелёных» и крестьян и всего правительства в целом. Тогда как во внутренней политике, связанной с решением национальных вопросов и имеющей своей целью стабильность, особо ничего не изменится.