Вашингтон фактически предал Литву в вопросе Белорусской АЭС. США отказались участвовать в литовской войне против атомной станции, назвали атомные реакторы БелАЭС безопасными и даже допустили, что сами будут поставлять на нее ядерное топливо. Это провал всей литовской политики и тяжелейший удар по международным позициям Литвы.
Визит в Вильнюс министра энергетики США Рика Перри стал горьким разочарованием для литовских властей. Провал тем ощутимее, чем больше в Вильнюсе пытаются делать счастливое лицо и врать, что имел место успех.
Пресс-служба литовского правительства сообщила, что секретарь по вопросам энергетики администрации США Рик Перри обещал премьер-министру Литвы Саулюсу Сквернялису поддержку в борьбе с Белорусской АЭС. «Премьер призвал США принять более активное участие в этом вопросе [блокирования поставок электроэнергии БелАЭС в страны Евросоюза — прим.RuBaltic.Ru]. Министр энергетики США Перри обещал поддержку».
А вот прямая речь самого посланца из Вашингтона по вопросу о Белорусской АЭС. «Есть МАГАТЭ, роль которого состоит в том, чтобы ядерные объекты соответствовали международным стандартам. Поэтому я бы рекомендовал литовским лидерам обратить на это внимание», — сказал Рик Перри на полях конференции трансатлантического энергетического сотрудничества в Вильнюсе. И посоветовал принимающей стороне взаимодействовать по БелАЭС напрямую с Минском.
В переводе с дипломатического языка на простой это значит: атомная станция, о которой вы мне тут все уши прожужжали, — не наша проблема, разбирайтесь с ней сами, а Америку в чужие дела не впутывайте.
Где же в этом поддержка блокирования поставок энергии БелАЭС? Поздравляем вас, господа, соврамши.
Но это была только присказка. Сказка оказалась впереди.
Вскоре после отповеди Перри Вашингтон прямо поддержал строительство Белорусской АЭС и даже выразил готовность поучаствовать в этом проекте.
«США призывают Литву и Беларусь продолжать общение и сохранять прозрачность. Я бы сказала, что реакторы, схожие с установленными на БелАЭС, безопасно работают в мире. В будущем топливо отчасти могли бы поставлять и американские компании. Это уже делается на некоторых электростанциях в мире», — заявила литовцам заместитель министра энергетики США Рита Бараноул.
Надо признать, с мозгами у вашингтонских чиновников со времен незабвенной Джен Псаки, грозившей послать корабли США к берегам Беларуси, лучше не стало. Какая компания конструирует атомные реакторы, та и поставляет для них ядерное топливо — это закон для атомной энергетики. Если бы было иначе, то и Игналинскую АЭС можно было бы не закрывать, а перевести с топлива «Росатома» на Westinghouse. А так несовместимость типа топлива и типа реактора точно вызовет тот самый «второй Чернобыль», который снится в кошмарах литовским политикам.
Впрочем, это детали. Важна не глупость предложения замминистра энергетики США, важен сам факт этого предложения. США посылают однозначный сигнал: они считают реакторы Белорусской АЭС безопасными и сами готовы сотрудничать с атомной станцией под Островцом.
Такое политическое послание — даже не пощечина литовским властям, а прямое и демонстративное предательство Соединенными Штатами Литвы.
Борьба со строительством и вводом в эксплуатацию Островецкой АЭС последние четыре года имела поистине сакральное значение для внешней политики Вильнюса. К противодействию БелАЭС сводилась вся литовская активность в регионе, это был ключевой вопрос в отношениях не только с Беларусью, но и с другими соседями.
Если уж Литва оказалась бессильна против строительства атомной станции, то задача-минимум — остановить ее расширение. Первые два блока БелАЭС, которые готовят к запуску в эксплуатацию, рассчитаны на внутреннее потребление, но если дешевой белорусской электроэнергией заинтересуются соседи, то можно построить и третий, и четвертый, и пятый энергоблоки.
С каждым новым энергоблоком рентабельность Островецкой атомной станции будет все выше, город ядерщиков у литовской границы — все больше, а черная зависть литовских политиков, бездарно угробивших свою «Игналинку» — все сильнее.
Поэтому Вильнюс из последних сил выбивается, чтобы организовать в регионе бойкот белорусской электроэнергии.
Польша на бойкот вроде бы согласилась, а вот Латвия ведет себя по литовским меркам как последняя сволочь. Чтобы переманить у «прибалтийской сестры» белорусские грузы, объявила атомную станцию «Росатома» безопасной и согласилась на покупку ее продукции.
При таком натуральном предательстве Риги у литовской внешней политики не остается шансов прийти в перспективе хоть к какому-то результату. Без участия Латвии «кольцо блокады» белорусской электроэнергии не сомкнется на западных границах Союзного государства, и ЕАЭС и той же Литве придется плакать и давиться, но получать в свои электросети энергию с БелАЭС.
На Евросоюз у Вильнюса надежды не было. Брюссель доказал, что не способен повлиять ни на одну страну — члена ЕС, даже на Эстонию. Последняя надежда на принуждение вероломных соседей к солидарности была на Вашингтон. Штаты способны надавить и на Латвию, и на Беларусь. В идеале для литовских властей — даже на Россию.
Прозвучавшие в итоге заявления эмиссаров из Вашингтона — это дипломатическая катастрофа и полный провал Вильнюса на международной арене.
Литве не просто отказали — Литву послали. Реакторы того типа, что на БелАЭС, безопасны, мы сами готовы сотрудничать с этой атомной станцией, а если вас что-то не устраивает, то вот вам Лукашенко, вот вам МАГАТЭ — разбирайтесь без нас.
Такая нарочитая жесткость даже удивительна. С чем это может быть связано?
Возможно, США не простили Литве истории с СПГ-терминалом, который затевался для приема американской продукции, а сам принял для вида две-три партии американского СПГ и перешел на поставки российского газа.
Возможно, сближение с Беларусью для Вашингтона важнее литовских комплексов и фантомных болей.
А может быть, новый курс Трампа делает свое дело и американцам окончательно надоели неприкаянные союзнички, которые норовят въехать на чужом горбу в рай и решать с американской помощью собственные проблемы.