Политика Политика

Беженцы дестабилизируют правительства прибалтийских республик

Кризис беженцев раскалывает объединенную Европу. На фоне обострившейся полемики вокруг необходимости приема средиземноморских гостей уходит в отставку министр обороны Венгрии Чаба Генде. Проблема угрожает стабильности правительств и других европейских стран. Массовая миграция в Европу из зон вооруженных конфликтов смогла обострить ситуацию в том числе и в парламентах Латвии и Эстонии. Кризис беженцев в Евросоюзе может привести к политическому кризису в прибалтийских столицах.

В правительствах Латвии и Эстонии партии бюрократии, проводящие интересы Вашингтона и Брюсселя, тесно сотрудничают с местными праворадикальным силами — политики, стоящие на крайних националистических позициях, входят в парламентские коалиции обеих республик. Обычно эти партии следуют в общем фарватере правительств своих стран, однако европейский кризис беженцев заставил прибалтийских националистов во власти действовать против пробрюссельской элиты. Наиболее выразительно этот процесс оформился в Латвии.

Еще на июльском заседании правительства и коалиционных партий «Единство» и СЗК одобрили предоставление приюта средиземноморским переселенцем на добровольной основе. Тогда же премьер-министр Лаймдота Страуюма («Единство») подчеркнула, что беженцев надо принять и уклониться от солидарной с другими странами ЕС ответственности Латвия не сможет.

Иную позицию занял третий участник правящей коалиции — Нацобъединение. Наиболее правые представители латвийского парламента выступили категорически против предоставления беженцам приюта. «В период советской оккупации произошла масштабная колонизация Латвии, которая существенно изменила этническую ситуацию в стране», — говорил депутат от Нацобъединения Янис Домбрава, настаивая на том, что прием новых приезжих невозможен.

В августе националы провели акцию протеста против приема беженцев у окон латвийского Кабмина. Кроме того, политики от Национального объединения заявили о готовности оспорить решение правительства касательно беженцев в Конституционном суде, на что получили угрозу со стороны премьера «выпасть из коалиции». В итоге, окончательным решением официальной Риги стало принятие 250 человек.

При этом для стабилизации коалиции сейма премьер Лаймдота Страуюма была вынуждена пообещать Нацблоку, что в ближайшие пять лет Латвия больше не примет беженцев на добровольной основе.

Противоречия между националами и остальными правящими партиями были временно сглажены, однако угроза стабильности правительства никуда не ушла. При необходимости увеличить число прибывших в Латвию беженцев премьеру будет нужен мандат коалиционных сил, получение которого намерено саботировать Нацобъединение. «Если парламент не даст своего согласия на прием большего числа беженцев, потребуются другие шаги», —  сообщила Страуюма, добавив, что не сможет заявить в Брюсселе об отказе Латвии приютить средиземноморских гостей.

«Я не могу поехать в ЕС и сказать "нет"», — развела руками премьер.

В соседней Эстонии распри в вопросе беженцев протекали в более мягкой форме. Входящая в правящую коалицию партия Союз Отечества и Res Publica (IRL) выступила против введения обязательных квот на прием иностранных гостей. IRL подчеркивали, что договор об учреждении ЕС не вменяет в обязанности членов Евросоюза принимать беженцев, а количественные рамки, придуманные чиновниками из Брюсселя, превышают возможности принимающих стран. Говоря о необходимости отказа переселенцам из конфликтных регионов, желающих найти безопасный приют в Эстонии, члены IRL не пытались быть оригинальными и использовали аргумент латвийских националистов о «советских колонизаторах».

Партнеров по коалиции поддержали реформисты. Так, Айвар Сыерд (Партия реформ) посчитал, что Эстония должна оказать помощь Брюсселю в животрепещущем вопросе о судьбе беженцев, однако делать это надо «за счет технической поддержки и своего опыта», а не предоставляя убежище переселенцам.

В свою очередь представители Центристской и правящей Социал-демократическая партии Эстонии встали в оппозицию к IRL и реформистам.

«Эстония может отказаться от этого. Но если мы откажемся, то Эстония просто загонит себя в угол.

Мы очень тесно связаны с политикой Евросоюза, и если мы откажется, то по другим политическим вопросам, где мы захотим, чтобы страны были солидарны с нами и разделяли бы наши проблемы, мы просто останемся в одиночестве», —  сообщила соцдем Марианне Микко, комментируя европейский кризис миграции.

Таким образом, вопрос беженцев внес разлад в правящую коалицию эстонского парламента по линии IRL – соцдемы. Однако, в отличии от латвийского сейма, напряжение между правящими партиями в Рийгикогу не столь велико. Главным образом это связано с тем, что политические силы, занимающие наиболее радикальную позицию в отношении приема иноземных гостей, просто не входят в правящую коалицию. Так, Консервативная народная партия Марта Хельме находится в оппозиции, а Партия народного единства Кристийны Оюланд, заявившей, что беженцы из Африки и с Ближнего Востока несут угрозу белой расе, и вовсе не представлена в Рийгикогу.

Что же касается Литвы, то сформированная социал-демократами коалиция оказалась наиболее гостеприимной в сравнении со своими коллегами из Латвии и Эстонии. Ранее солидарный с другими прибалтийскими республиками Вильнюс, говоривший о приеме беженцев лишь на добровольной основе, достаточно быстро пошел на уступки Брюсселю и ослабил свою позицию. Осознав, что отвертеться от приема иноземных гостей не удастся, правительство Литвы занялось изучением практических вопросов по интеграции мигрантов и обеспечению общественной безопасности. А вице-мэр Вильнюса социал-демократ Гинтаутас Палуцкас даже предложил рассмотреть возможность создания в детских садах группы на арабском языке.

В отличии от Рийгикогу и парламента Латвии, нынешний литовский сейм настолько сильно консолидирован мифом о готовящемся вторжении со стороны России, что несколько сотен средиземноморских мигрантов оказались неспособны внести разлад в столь идеологически сплоченные ряды.

Масло же в пламя споров между националами и пробрюссельской бюрократией в Таллине и Риге подлил глава Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер, заявивший на днях о необходимости увеличить квоты на распределение беженцев между странами ЕС дополнительно на 120 тыс. человек. Так, согласно новому расчету, Латвии предстоит принять еще 526 переселенцев, Литве — 780, а Эстонии — 373.

После заявлений Юнкера кризис беженцев в ЕС оформился в по-настоящему опасное явление. «Если к согласию по вопросу беженцев прийти не удастся, может последовать конец Шенгенской зоны и возобновление пограничного контроля в ЕС», —  заявил глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич («Единство»). Помимо проверки на прочность европейского проекта, дополнительная квота на мигрантов становится тестом на политическую стабильность латвийского и эстонского правительств.