Лансер, Су, Сиань и Раптор. Подробный разбор передовых разработок мировой военной авиации
Александр Ермаков
В Брюсселе 11 июля состоится встреча лидеров стран НАТО, на которой в числе прочего будут обсуждаться вопросы повышения боеспособности Альянса, роста оборонных расходов европейских стран и сдерживания России. Уже давно важнейшую роль в западной военной стратегии занимает господство в воздухе, при этом во многих странах НАТО этот вид вооруженных сил не получает достаточного финансирования и находится в непростом состоянии, бороться с чем постараются в первую очередь.
В наше время военная авиация прочно заняла то место большой дубины в международных отношениях, которое в XIX веке занимал флот. Военно-воздушные силы государств «первого мира» способны, вероятно, впервые в человеческой истории, осуществлять точечные удары, карательные акции и даже вести полноценные войны практически без риска потерь со своей стороны. В случае применения переживающих бурный расцвет беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) риск отсутствует вовсе, а управляющий машиной человек может находиться на другом конце земного шара.
Выше всех в небе
Главенствующую роль авиации в военном деле принято связывать с США. Каноническими примерами стали операции «Буря в пустыне» 1991 года, в ходе которой четырехдневной сухопутной фазе предшествовало шесть недель бомбардировок, и «Союзная сила» 1999 года, когда за два с половиной месяца была сломлена Югославия.
Среди специалистов высоко оценивается за сложность операция «Каньон Эльдорадо», которой в апреле этого года исполняется 32 года. В ходе последней американские бомбардировщики F-111 совершили рейд с аэродромов в Великобритании до ливийского Триполи длительностью более 14 часов, обогнув европейский континент и продемонстрировав возможность тактической авиации наносить удары на практически межконтинентальной дальности.
Однако в последние годы монополия США в этой области серьезно пошатнулась — кроме российской операции в Сирии, первой отечественной миссии такого рода, стоит отметить действия саудовской коалиции в Йемене, резкие действия Израиля по устранению того, что он считает угрозой для своей безопасности, французскую операцию в Мали по борьбе с исламистами. Небо Ливии со времен интервенции НАТО (в которой необычайно высокую роль играли европейские члены Альянса) стало и вовсе открытым для желающих поддержать своих сторонников; так, по целям в Ливии «инкогнито» наносили удары с египетских аэродромов самолеты ОАЭ. Усложняющаяся ситуация в этой африканской стране, весьма вероятно, вновь приведет к масштабной интервенции внешних сил.
Учитывая, что боевая авиация стала столь распространенным инструментом международной политики, стоит присмотреться к ней внимательнее.
В ходе «холодной войны» ВВС условного Запада развивались взаимосвязанно, под серьезным влиянием США, и это привело к тому, что сейчас они крайне близки по своим структуре и технике.
Можно говорить о практически полной унификации (с упором на американскую технику), самостоятельность сохранила только Франция, которая в военном плане развивалась с опорой на собственные силы. Распад восточного блока и победоносная, в первую очередь для авиации, война в Персидском заливе привели к тому, что условная «западная школа» стала мировым образцом.
Собственный подход к построению воздушного флота сохраняет Россия, внимательно изучающая зарубежный опыт. Китай традиционно старается брать лучшее ото всех. При многих различиях в деталях стоит отметить, что у ВВС развитых государств больше общего, чем различного.
Истребители
Основой современной боевой авиации являются многоцелевые (или многофункциональные, что синонимично) истребители. Подобно тому как в бронетехнике основной боевой танк заменил и средние, и тяжелые танки, став, по сути, тяжелым танком с подвижностью среднего, истребители, изначально созданные преимущественно для воздушного боя с одноклассниками, за счет оснащения мощным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), роста боевой нагрузки и дальности полета вытеснили большую часть бомбардировочной авиации. Расплатой за это стало увеличение размеров — на место компактных поршневых истребителей времен Второй мировой войны пришли многотонные машины. Так, максимальная взлетная масса такого современного истребителя, как российский Су-30СМ, больше, чем у легендарной «Летающей крепости» B-17!
Система поколений
По уровню развития реактивные истребители принято делить на так называемые «поколения». Важно отметить, что это сугубо условное, во многом субъективное деление — никакой общепринятой системы не существует, не говоря уже о принадлежности отдельных моделей самолетов к тому или иному поколению. Далее мы будем рассматривать относительно устоявшийся в отечественных и западных СМИ подход, сформированный в конце 1990 — начале 2000 годов.
К первому поколению относятся первые реактивные истребители — наиболее известными представителями являются МиГ-15 и F86 «Сейбр» (иногда говорят о «первом послевоенном поколении» или выделяют реактивные истребители периода Второй мировой в «нулевое» поколение). Несмотря на новый тип двигателя, идейно это оставались все те же истребители периода войны — легкие машины, вооруженные стрелковым оружием, отличие было только в летных характеристиках, и то не критичное.
Ко второму поколению относят уже сверхзвуковые самолеты, такие как МиГ-21 или F-104 «Старфайтер». Рост скоростей привел к применению более сложных технических решений, увеличению размеров (дабы вместить более крупные двигатели и больший запас топлива). Появляется первое пригодное к применению управляемое ракетное оружие, пока малой дальности.
Мнение, что воздушные бои будут проходить преимущественно на сверхзвуковых скоростях, приводит к излишнему, как показал опыт, упору на ракеты: многие истребители, особенно их «подвид» — ориентированные на борьбу с бомбардировщиками перехватчики, — вовсе лишаются встроенного пушечного вооружения. Все те же скорости, а также прогресс в радиоэлектронике приводят к поголовному оснащению бортовыми радиолокационными станциями (БРЛС). Ранее, еще во время Второй мировой, ими оснащались специализированные ночные истребители, но теперь БРЛС уже используется и для обнаружения целей днем и даже наведения ракет.
Отдельные, глубоко модернизированные представители второго поколения дожили до наших дней — в первую очередь это, конечно, МиГ-21, который и поныне состоит в большом количестве на вооружении многих стран, особенно в виде китайских копий, производство которых продолжалось до недавнего времени.
Третье поколение истребителей, характерными представителями которого являются МиГ-23 и F-4 «Фантом-II», отличал значительный рост боевых возможностей при практически неизменных показателях максимальной скорости и потолка.
Начиная уходить от принципа развития «быстрее–выше», боевой самолет перестает быть в первую очередь летательным аппаратом и становится платформой для вооружения и БРЭО.
На самолетах третьего поколения массово внедряются ракеты «воздух–воздух» с дальностью, обеспечивающей поражение целей за пределами визуальной видимости. Истребители начинают получать управляемое оружие и для точного поражения наземных целей.
Огромное значение для формирования облика современной войны в воздухе сыграли Арабо-израильские войны 1967-1973 годов и американская война во Вьетнаме. В великом противостоянии МиГ-21 и F-4 родился набор требований к будущим истребителями — с одной стороны, они должны обладать хорошей маневренностью, с другой, многообещающим казалось управляемое оружие для поражения как воздушных, так и наземных целей.
Большинство состоящих сейчас на вооружении многоцелевых истребителей входит в четвертое поколение, которое родилось на исходе «холодной войны». У нас к нему относятся МиГ-29 и Су-27, а в США F-15 «Игл» и наиболее массовый истребитель современности F-16 «Файтинг Фалкон». Изначально при их создании, как в США, так и в СССР, ставилась первоочередная задача повышения эффективности в воздушном бою за счет реализации достижений в двигателестроении, новых идей в аэродинамике и совершенствования БРЭО.
Внутренние изменения
К одной из тихих революций стоит отнести массовое внедрение электродистанционных систем управления (ЭДСУ): упрощенно говоря, летчик не воздействовал более органами управления напрямую на управляемые поверхности самолета, а отдавал команды кластеру бортовых компьютеров, которые их интерпретировали и, в соответствии со своим видением, исполняли. При этом действия, способные вывести самолет на закритические режимы, например, ввести в штопор, могут быть и вовсе проигнорированы.
Наряду с повышением безопасности, это дало возможность создавать более маневренные, аэродинамически неустойчивые самолеты — с точки зрения конструктора середины прошлого века, те же Су-35 или F-16 неверно центрованы и летать на них — самоубийство!
Однако более важным оказался не рост маневренности (случаи столкновений в воздухе хотя бы близких противников крайне редки в последние годы, тем более редки ближние, маневренные бои), а заложенный в истребители серьезный потенциал многофункциональности. Рост размеров привел к увеличению боевой нагрузки, развитие управляемого вооружения «воздух-земля» привело к бурному росту номенклатуры последнего, в частности, широкому распространению корректируемых авиабомб (КАБ), выгодно отличавшихся от ракет стоимостью и соотношением веса боевой части к общему весу боеприпаса.
Прорывом, позволившим на западе практически полностью перейти на управляемое оружие, стало создание унифицированного семейства JDAM — дешевых и простых комплектов по переоборудованию неуправляемых бомб в КАБ со спутниковым наведением.
Наряду с БРЛС, сделавшими огромный скачок в эффективности, из категории неудачных экспериментов выходят и другие средства наблюдения и целеуказания, в первую очередь оптиколокационные станции, на советских самолетах ориентированные на поиск воздушных целей, а на зарубежных, размещаемые в подвесных контейнерах, — на поиск наземных целей, в том числе в ночное время суток, и обеспечение ночных же полетов на сверхмалых высотах. В совокупности это привело к тому, что «вышедшие из пеленок» и прошедшие первый раунд модернизации в конце 1980 годов истребители начали вытеснять на западе специализированные ударные самолеты. Так, тактический бомбардировщик F-111 был заменен на многоцелевую модификацию истребителя F-15 — F-15E «Страйк Игл». На флоте многообразие ударных самолетов было сменено различными модификациями F/A-18 «Хорнит», не говоря уже о том, что роль «чернорабочего» взяли на себя F-16.
Необходимость работать со сложным БРЭО и возросшая длительность полета привели к тому, что двухместные модификации перестали быть в первую очередь учебными версиями, а стали позиционироваться как более продвинутые боевые.
Так, отечественные Су-30 являются прямым следствием желания еще в советское время переориентировать Су-27УБ на выполнение боевых задач.
Ударные машины
В СССР/России аналогичные тенденции несколько застопорились по понятным причинам в 1990 годы, но и здесь основной современный тактический ударный самолет — Су-34 — создан на основе истребителя Су-27. Поступают на вооружение и полноценные многоцелевые истребители Су-30СМ, Су-35С. К сожалению, ряд хронических болезней сохраняется, например, отсутствие серийного прицельно-навигационного контейнера (в разработке) и нехватка ряда типов современных авиационных средств поражения, в частности, дешевых и массовых КАБ.
В оснащении отечественных ВВС наблюдается сочетание нынешнего западного и классического подходов: наряду с поступлением многоцелевых истребителей, сохраняются на вооружении и модернизируются тактические бомбардировщики Су-24М, выпускается новый самолет такого класса — Су-34. В Китае также, наряду с развитием истребительных семейств J-10 и J-11, имеется свой аналог Су-24 — Сиань JH-7.
Специализированные ударные самолеты могут, в отличие от универсальных истребителей, оснащаться встроенным БРЭО, ориентированным на поражение наземных целей. В частности, благодаря модернизированным прицельно-навигационным комплексам, отечественные Су-24М продемонстрировали достаточно высокую точность бомбометания в Сирии даже обычными боеприпасами, в то время как более новые и сложные Су-34 использовались для ударов управляемым оружием по особо важным целям.
Пятое поколение истребителей
Модернизированные самолеты четвертого поколения, даже в ведущих странах, сохранятся на вооружении как минимум до начала 2040 гг. — столь они (и их смена) дороги и столь велик заложенный в них потенциал, особенно по сравнению с тем, что от них требует практика ассиметричных локальных конфликтов. Тем не менее, уже появились первые машины пятого поколения — на вооружении пока только в США, в стадии испытаний в России и Китае. В зачаточном состоянии программы перспективного истребителя имеются в Индии, Турции, Южной Корее и Японии, однако ввиду огромной сложности подобной задачи успешное завершение их под вопросом.
Определение отличительных признаков пятого поколение столь же (а возможно, и более) спекулятивно, что и классификация предыдущих. В первую очередь к отличиям от четвертого стоит отнести пониженную заметность, причем не стоит ограниченно понимать это как снижение эффективной площади рассеивания (ЭПР) — того, как сильно самолет отражает излучение вражеской РЛС и, как следствие, на каком расстоянии его можно обнаружить.
Перед перспективными боевыми самолетами будет стоять необходимость максимально использовать для сбора информации пассивные системы, минимально используя активные, так как излучение той же БРЛС может быть быстро обнаружено и использовано противником для применения оружия.
На качественно новый уровень должно выйти БРЭО, и речь не только о средствах обнаружения и целеуказания: перспективный истребитель должен стать одним из важнейших нервных узлов в сетецентрической армии, по концепции которой все, от бойца на земле до авианосца, должны стать практически единым организмом.
Кроме того, часто звучат требования к истребителям пятого поколения обладать крейсерской сверхзвуковой скоростью в бесфорсажном экономичном режиме работы двигателя и более высокой маневренностью, однако улучшение летно-технических характеристик актуально в первую очередь для ориентированных на воздушный бой машин.
Единственной страной, имеющей на вооружении истребитель пятого поколения, являются США — во многом по инерции удалось довести до реализации программу ATF (Advanced Tactical Fighter) конца «холодной войны» и выпустить, пусть и значительно урезанной серией, F-22A «Раптор».
Несмотря на ряд упрощений в конструкции относительно изначальных планов, «Раптор», без сомнения, является выдающимся произведением инженерного искусства и самым эффективным современным истребителем завоевания господства в воздухе. Однако он до сих пор не продемонстрировал свои возможности в этом — на данный момент его боевое применение ограничивается воздушным прикрытием самолетов американской коалиции в Сирии и собственные эпизодические удары по целям в той же Сирии и Афганистане. При этом очевидно, что со сбросом КАБ на здания боевиков справился бы любой другой самолет в американском арсенале.
Редкость в наше время воздушных боев и роста возможностей ракет «воздух-воздух» — современные образцы значительно превосходят по маневренности самолеты (маневренность самолетов ограничивает выносливость живого пилота). Это привело к тому, что второй свой истребитель пятого поколения F-35 «Лайтнинг II» США создавали с ориентацией на массовость и ударные задачи, осознанно в ущерб летным характеристикам. В воздушном бою он будет полагаться в первую очередь на более мощный, чем на F-22, комплекс БРЭО, включающий ОЛС и более продвинутую систему пассивных датчиков ситуационной осведомленности.
Кроме того, при его создании была поставлена уникальная задача создания унифицированного семейства самолетов сухопутного базирования, авианосного, с укороченным взлетом и вертикальной посадкой соответственно для ВВС, ВМС и КМП США. Отдельную программу для каждого из видов войск не потянул бы даже огромный американский оборонный бюджет.
Несмотря на множество негативно-спекулятивных сообщений в СМИ, F-35 производится нарастающим темпом и используется для обучения летчиков и техников не только в США, но и в ряде стран-союзников — в отличие от не поставляемого на экспорт F-22, перед ним стоит задача заменить F-16 и стать основным истребителем не только США, но и коллективного Запада.
Полноценно готовым к боевому применению он будет, вероятно, на рубеже следующего десятилетия.
В позднем СССР велись симметричные американским работы по созданию перспективного истребителя, но по известным причинам они не достигли логичного завершения. Уже в России стартовала программа Перспективного Авиационного Комплекса Фронтовой Авиации (ПАК ФА); создаваемый по ней истребитель Т-50, получивший в прошлом году войсковой индекс Су-57, проходит испытания, готовится к мелкосерийному производству и началу освоения в войсках. Несмотря на окружающую его высокую секретность, можно смело говорить о нем как о первом достойном сопернике F-22A — не компромиссном «бомбовозе», а истребителе, ориентированном в первую очередь на борьбу за господство в воздухе. Однако сложность программы, а возможно, и экономические причины привели к тому, что крупносерийное производство и поступление в войска сдвинулись на начало следующего десятилетия.
Бомбардировщики и ракетоносцы
Если многоцелевые истребители являются современными трудягами войны, то тяжелые бомбардировщики окончательно стали сверхдорогой элитой. Стоимость и сложность их такова, что никто, кроме сверхдержав, не смеет задумываться об обладании ими — хрестоматийным примером является B-2A «Спирит», стоивший без учета разработки почти миллиард долларов за штуку (с учетом — более двух).
Современные бомбардировщики являются в первую очередь платформами для крылатых ракет большой дальности, однако могут использоваться и для доставки большого количества авиабомб на межконтинентальную дальность.
В данный момент стратегическими межконтинентальными машинами обладают только США и Россия — это B-52H, В-1B, B-2A, Ту-95МС и Ту-160. Кроме того, в России и Китае имеются меньшие по габаритам и дальности бомбардировщики — российские Ту-22М3 и китайское семейство H-6 (основанное на Ту-16).
США активно использовали свою стратегическую авиацию в локальных конфликтах второй половины XX века, благодаря чему имеют большой опыт.
Их B-1B «Лансер» является уникальным «тактическим самолетом на стероидах» — не несет ядерного оружия, но оснащен комплексом БРЭО, позволяющим использовать его даже для таких непрофильных задач, как непосредственная поддержка войск, и способен при решении тактических задач заменить целое звено «маленьких» самолетов. При этом у него «в комплекте» еще идут системы РЭБ и запас топлива, позволяющий лишний раз не пользоваться услугами танкеров.
Отечественная стратегическая авиация традиционно была в первую очередь средством ядерного сдерживания, но во время недавней кампании в Сирии перед ней поставили задачу продемонстрировать, что она способна действовать подобно американской. Это и было успешно продемонстрировано нанесением ударов крылатыми ракетами большой дальности с ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС и бомбовыми ударами Ту-22М3.
При этом самолеты действовали с аэродромов на территории России, а Ту-160 один раз выполнили удар крылатыми ракетами (очевидно, исключительно показательный) из Средиземного моря в облет всей Европы.
И Россия, и США озаботились созданием замены своих машин времен «холодной войны», однако сложность и дороговизна вынуждают идти довольно консервативными путями. Москва ведет работу над запуском в серию прошедшего глубокую модернизацию Ту-160. А в Вашингтоне, по итогам программы LRS-B (Long-Range Strike Bomber), был выбран проект фирмы Northrop, судя по единственному опубликованному концепт-арту, весьма схожий с B-2A.
Беспилотная альтернатива?
Все большее значение играют беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Хотя впервые в больших количествах использовать для разведки их начали в ходе войны во Вьетнаме, звездный час их наступил на рубеже веков. Современные длительно барражирующие высотные БПЛА способны вести патрулирование сутки и более, при необходимости поражать обнаруженные цели. Сейчас БПЛА активно применяются по всему миру, в первую очередь США, имеющими неоспоримое лидерство в данной области.
Американские машины MQ-1 «Предатор» и MQ-9 «Рипер» стали такими же визуальными символами своего вида техники, каким в свое время был Форд Т.
Китайские аналоги, поставленные на экспорт в Ирак, также наносили удары по террористам. Отечественные БПЛА в Сирии активно использовались для разведки и целеуказания, ударные машины находятся в стадии испытаний.
Разумеется, современная боевая авиация не смогла бы действовать без множества вспомогательных самолетов, зачастую переоборудованных из гражданских; это и машины электронной разведки и радиоэлектронной борьбы, и воздушные командные пункты, и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, и незаметные труженики — воздушные танкеры. Важность последних трудно переоценить, так как требования к дальности действия зачастую превышают даже значительно возросшие возможности современных самолетов.
Боевой вылет современного истребителя порой превышает по длительности рейды бомбардировщиков времен Второй мировой, длясь до 10-12 часов, в течение которых выполняется несколько дозаправок в воздухе. Иллюстрацией масштаба использования танкеров может служить тот факт, что для обеспечения действий американской коалиции в Ираке и Сирии выполнялось более тысячи вылетов танкеров ежемесячно.
***
За прошедший век военная авиация прошла путь от фанерно-бумажных этажерок, которые были причудой эксцентричных изобретателей, до многотонных реактивных монстров из металла и новейших композитных материалов. В военном деле их роль, ранее сводившаяся к визуальной разведке и метанию в противника ручных гранат и металлических стрел, возросла до ключевой. Господство в воздухе сегодня — обязательное, а временами и достаточное условие для победы.
До недавнего времени в общественном сознании превосходство в этой области было за западными странами, однако сирийская кампания России показала, что все не столь однозначно, и теперь перед НАТО как никогда остро стоит задача модернизации во многом устаревших за десятилетия «почивания на лаврах» вооруженных сил.