Ущерб от «оккупации» и «царские долги»: кто в Европе мечтает содрать деньги с России
Алексей Ильяшевич
Польские власти подсчитали, сколько немцы должны заплатить им за ущерб, причиненный в годы Второй мировой войны. Вышла астрономическая сумма в 900 миллиардов долларов. Требования Варшавы вызвали удивление в Германии и многих других европейских странах, но только не в России, которая давно привыкла к тому, что окружающие хотят содрать с нее денег за прошлое. Аналитический портал RuBaltic.Ru вспоминает, кто мечтает свести счеты с Москвой и заполучить русские «легкие деньги».
1. «Советская оккупация» Прибалтики
Литва, Латвия и Эстония стали пионерами в области выколачивания денег из России. Они более четверти века требуют материальных компенсаций за полвека «советской оккупации».
О возмещении некоего «ущерба» здесь заговорили еще до развала СССР. Экспертам, которые выставляли России счета, стоит отдать должное: задача у них была не из легких.
Союзный Центр десятилетиями вкладывал средства в развитие Прибалтики, делал из нее «витрину социализма», строил заводы, порты и дороги. Продолжительность жизни местного населения росла, численность — тоже.
Уже это говорит о том, что латышей, литовцев и эстонцев не сильно тяготили «ужасы оккупации». А тут вдруг надо доказать, что русские им чего-то недоплатили.
Тогда в ход пошли самые смелые фантазии об экологии, подорванном здоровье нации, унаследованном от СССР алкоголизме и так далее. Все то, что в денежном эквиваленте измерить трудно, власти Прибалтийских республик измерили, а затем выставили России счета. Вернее, продолжают выставлять: конкретные суммы компенсаций периодически пересматриваются. Дальше всех пока зашла Литва, которая требовала от РФ более 800 миллиардов долларов.
С каждым годом идея добиться от России возмещения «ущерба» выглядит все более сомнительной.
Не так давно главы парламентов стран Балтии пришли к общему выводу, что попытки вытянуть деньги из российского бюджета обречены на провал.
Казалось бы, в этом вопросе должна быть поставлена жирная точка, но отдельным политикам (к примеру, евродепутату от Латвии Сандре Калниете) мечты о компенсациях по-прежнему не дают покоя.
2. Польша и 30 миллионов рублей золотом
В войне за репарации Польша буквально воюет на два фронта. Основным «врагом», конечно, остается Германия, которая вопрос возмещения ущерба за Вторую мировую войну считает закрытым с 1953 года. Но аналогичные требования Варшава предъявляет и России.
В 2017 году польская сторона внезапно отряхнула от пыли Рижский договор почти вековой давности. Его подписание положило конец советско-польской войне. Москва согласилась выплатить Варшаве 30 миллионов золотых рублей, но в итоге отказалась выполнять это условие, ссылаясь на то, что Польша сама не выполняет взятые на себя обязательства.
После начала Второй мировой войны вопрос Рижского договора 1921 года окончательно был снят с повестки дня.
И только в XXI веке о нем вспомнил депутат Сейма Польши от правящей партии «Право и справедливость» Ян Мосиньский: пора бы, дескать, РФ задуматься о возвращении 30 миллионов золотых рублей, которые Польша так и не дождалась от Советской России.
Заместитель министра юстиции Польши Патрик Який также нашел это требование справедливым. Однако педалировать откровенно проигрышную тему Рижского договора в Польше не стали. Все, чего удалось добиться, — это резкие заявления представителей России.
Сенатор Алексей Пушков порассуждал о «национальных комплексах» польской элиты, а первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров задался вопросом: как можно в денежном эквиваленте оценивать жизни 600 тысяч советских солдат, погибших в боях за освобождение Польши от фашистской оккупации?
3. Украина: «несколько столетий оккупации»
Украина неоднократно подавала иски в международные суды с требованием возместить ей ущерб за «оккупацию» Крыма и Донбасса. В России решили ответить тем же: спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил профильным комитетам посчитать экономические потери, которые Крым понес за годы нахождения в составе Украины. Впрочем, речь идет не только об экономике, но и о попрании Киевом прав человека — за это жители полуострова также вправе требовать компенсации.
Заявление Володина о давлении на Украину через европейские парламентские структуры трудно воспринимать всерьез. Но его активность спровоцировала настоящую бурю в среде украинских «патриотов». Отметился, в частности, министр иностранных дел Павел Климкин.
«У нас почему-то никому в голову не приходило требовать компенсации за несколько веков российской оккупации Украины. А хотя...», — написал глава украинского МИД.
Что ж, «несколько веков оккупации» — отнюдь не новое слово в украинской историографии. Как и «трехсотлетняя война между Россией и Украиной».
Поэтому не стоит удивляться, если свои претензии Киев оформит документально и предъявит Москве какую-то совершенно заоблачную сумму. Прибалты со своими жалкими сотнями миллиардов обзавидуются!
4. «Царские долги»
Поживиться за счет России мечтают не только восточноевропейские лимитрофы. В начале прошлого года французы внезапно потребовали от Москвы погасить «царские долги», которые Ленин списал в 1918 году. Эту инициативу поддержали около 400 тысяч граждан Пятой республики.
Речь идет о средствах, вложенных в строительство российских железных дорог во второй половине XIX века. После списания держатели российских облигаций разорились, но никто из них до 2018 года не дожил — вернуть долги требуют их потомки.
Почему бы и нет? Речь ведь идет о солидной сумме (53 миллиарда евро в нынешнем эквиваленте). Такие деньги на дороге не валяются.
Кстати, французы не первыми вознамерились заработать на «царских долгах». Аналогичную схему до этого обкатывала Румыния.
Ее золотой запас был передан на хранение в Российскую империю в 1916 году. Подтверждающие это документы, по словам советника главы Национального банка Румынии Кристиана Пэунеску, по-прежнему в целости и сохранности. Следовательно, от Москвы нужно требовать вернуть 93,4 тонны румынского золота либо возместить его стоимость. По подсчетам Пэунеску, это где-то 2 миллиарда евро.