Европа избавится от Прибалтики с помощью «двух скоростей»
Александр Носович
Крупнейшие страны ЕС намерены спасать Евросоюз от распада с помощью концепции «Европы двух скоростей». «Единая Европа» будет подвергнута внутренней дифференциации на передовые страны и отстающие, и дальнейшая интеграция будет происходить между экономическими лидерами ЕС, без участия аутсайдеров. Для еврограндов концепция «двух скоростей» — это легкий и изящный способ сбросить с себя восточноевропейский балласт, не нанося урона имиджу европейского проекта.
Исторический центр Европы на протяжении более чем тысячи лет остается неизменным. Это регион от Северного моря до Альп, расположенный на стыке Германии, Франции, Италии и стран Бенилюкса. Этот регион был центром империи Карла Великого — первого крупного проекта европейской интеграции.
За тысячу с лишним лет после Каролингов ничего не изменилось: страны европейского «ядра» являются основателями Евросоюза; на стыке Франции, Германии и Бенилюкса расположены столицы «Единой Европы» Брюссель, Люксембург, Страсбург; основной экономический, технологический, демографический потенциал европейской интеграции расположен в этом «ядерном» регионе ЕС.
Европейский союз основали шесть стран, близких друг другу географически, исторически, культурно, экономически. Объективные условия для интеграции между этими странами формировались столетиями, любые интеграционные проекты друг с другом являются для них естественными и само собой разумеющимися, а совокупный экономический, военный и политический вес Германии, Франции и других «отцов-основателей» таков, что для слабых и отстающих стран Восточной Европы присоединение к их союзу возможно только в качестве периферии и «бедных родственников».
В период острого кризиса Евросоюза (во многом порожденного его непомерным расширением) неестественность его нынешних границ и диспропорция между участниками интеграции, при которой Германия формально равна Кипру, а Франция — Латвии, становятся особенно заметны.
Поэтому лидеры крупнейших стран Европы уже открыто предлагают спасать Европейский союз переходом от «Единой Европы» к «Европе двух скоростей», в которой ведущие, наиболее развитые страны ЕС продолжат интеграцию друг с другом, а отстающие аутсайдеры останутся на обочине истории и в новых интеграционных проектах участвовать не будут.
«Евросоюз, включающий в себя 27 стран, больше не может быть однородным, — заявил
Концепция «многоскоростной Европы» будет выдвинута в качестве базовой и официальной концепции продолжения европейской интеграции на юбилейном саммите ЕС в Риме 25 марта. Ровно 60 лет назад страны европейского «ядра»: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург — подписали в Риме Договор об учреждении Европейского экономического сообщества. Спустя 60 лет страны-учредители возвращаются к тому, с чего они начинали, — к Европейскому объединению угля и стали, в котором участвует только «европейская шестерка», а все остальные — лишние.
«Будет общий пакт, внутренний рынок с единственной валютой. На такой основе это будет возможно для тех стран-участников, кто хотел бы продолжения курса обороны, налоговой гармонизации, исследований, культуры, молодежи», — говорит о «Европе внутри Европы» Франсуа Олланд.
За месяц до французского коллеги свою поддержку концепции «двух скоростей» публично выразила канцлер Германии
У стран, в европейское «ядро» не входящих, намерения еврограндов вызывают заметное беспокойство. Страны Вышеградской группы: Польша, Словакия, Венгрия, Чехия — выступили с открытым осуждением франко-германских «козней», предупредив, что разделение европейцев на успешных и отстающих может привести к распаду ЕС.
Растет беспокойство и в Прибалтике. «В какой-то момент мы окажемся в ситуации, когда решения некоего ядра государств станут несовместимыми с позициями остальных стран», — предостерегает от «многоскоростной Европы» министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич.
Причины волнения «новых европейцев» понятны и лежат на поверхности.
Концепция «двух скоростей» для стран-основателей Европейского союза — это легкий и изящный способ сбросить с себя восточноевропейский балласт, сохранив при этом лицо и не нанеся ущерба имиджу и светлому образу европейской интеграции.
Восточную Европу с Прибалтикой никто не выгонит из ЕС — от них просто отгородятся невидимым забором новой интеграции. Главные страны Евросоюза будут и дальше сближаться друг с другом, создавать единый рынок капитала, рабочей силы и услуг, а Прибалтике будет формально присвоено звание «Европы второй свежести».
«Многоскоростная Европа» — это институционализация давно уже сложившегося разделения ЕС на центр и периферию. Присоединиться к странам центра и вкушать все прелести европейской интеграции впредь можно будет, только если ты находишься с центром на одном уровне экономического, социального, инфраструктурного развития. Дания или Австрия смогут присоединиться к «ядру» из шести стран-основателей и продолжить свою европейскую интеграцию, а вот удел Латвии или Литвы — сидеть на обочине, будучи поставленными перед фактом, что они официально провинция и «задворки» Европы.
Принимая концепцию «многоскоростной Европы», еврогранды расписываются в том, что из идеи «европейского единства» ничего не вышло. Европа как была, так и осталась неоднородной, а из европейской «уравниловки», точной копии «уравниловки» советской, вышел грандиозный кризис европейской интеграции, когда британцы проголосовали за Brexit, чтобы не кормить Восточную Европу и не пускать больше к себе в страну поляков с литовцами.
Поэтому теперь концепция развития Евросоюза меняется.
Дотации странам Восточной Европы в бюджете ЕС на нынешний год уже были урезаны на четверть, а переход к «Европе двух скоростей» означает, что спонсировать Прибалтику богатые европейцы больше не будут в принципе.
От принадлежности к «Единой Европе» в случае реализации планов Берлина с Парижем у Литвы, Латвии и Эстонии останется только синий флаг с желтыми звездами. Этим флагом прибалтийские лидеры смогут вытирать свои горькие слёзы, утешая себя тем, что они «всё равно остались в Европе». Однако от принадлежности к Европе реально останется одна формальность. Денег от Западной Европы больше не будет, западноевропейский рынок труда тоже может закрыться, и своих безработных, у которых нет будущего в убитых прибалтийских экономиках, будет некуда посылать.
Европа уходит от Прибалтики, отгораживается от нее забором «внутренней интеграции» — в этом вся суть «Европы двух скоростей».