Путин напугал Польшу до одури речами о сговоре с Гитлером
Алексей Ильяшевич
После новогодних праздников польский истеблишмент нашел нетривиальный способ ответить на высказывания президента РФ Владимира Путина о роли Варшавы в развязывании Второй мировой войны: в скором времени отрицание официальной версии событий должны запретить на законодательном уровне. Депутаты Сейма уже работают над соответствующим законопроектом. Это сомнительное решение лишний раз подтверждает, что Польша боится открытой исторической дискуссии, которую инициировал российский лидер.
Первоначальная реакция Варшавы на заявления Путина оказалась довольно вялой. Президент Польши Анджей Дуда даже оправдывался по этому поводу перед населением: дескать, хозяин Кремля хотел нас спровоцировать, а мы не поддались.
Но если расценивать исторические изыскания Путина как провокацию, то она все-таки возымела эффект. Хоть и с запозданием.
По словам вице-спикера польского сейма Малгожаты Кидава-Блоньской, на следующем заседании депутаты рассмотрят законопроект о «пресечении предположительной попытки России переиначить историю и клеветы на Польшу».
Эту информацию подтвердил глава фракции партии «Право и справедливость» Рышард Терлецкий: над документом работает комитет по внешней политике.
О том, как именно парламентарии планируют бороться с «кремлевской пропагандой», пока что не сообщается. Но догадаться нетрудно. Кидава-Блоньска прямо говорит о необходимости «выработать единую позицию в защите доброго имени нашей страны».
Следующий шаг — узаконить эту позицию и запретить выдвигать альтернативные версии.
Абсурд ситуации заключается в том, что на президента России этот закон, конечно, распространяться не будет. При желании Путин сможет и дальше изобличать руководство Второй Речи Посполитой на различных международных площадках.
К примеру, на предстоящем Всемирном форуме памяти Холокоста в Израиле, который отказался посещать обиженный Дуда. Организаторы мероприятия не посчитали нужным предоставить слово польскому лидеру, поэтому его крайне пугает перспектива «сидеть и слушать лживые слова президента Путина, не имея возможности ответить».
Впрочем, что он может ответить?
Судя по новостям, в президентском дворце проходили уже два совещания, посвященных проблеме противодействия Путину на историческом фронте, но свою позицию Дуда не озвучил до сих пор. «Отбиваться» пришлось Министерству иностранных дел и Институту национальной памяти, которые не прокомментировали ни один из представленных российским лидером архивных документов. Просто выдали набор штампов.
Оно и понятно: если обсуждать конкретные документы, факты и события, то из-под личины «главной жертвы Второй мировой войны» покажется физиономия соучастника Третьего рейха, с большим энтузиазмом делившего с ним Европу.
Этим и обусловлена неадекватная реакция Варшавы. Польский истеблишмент мог бы воспринять слова Путина как призыв к открытой исторической дискуссии. Если президент РФ поднял архивы, чтобы доказать свою правоту, то почему Дуда и компания не могут сделать то же самое? Достаньте документы, которые показывают, что послу Липскому были чужды антисемитские взгляды, а раздел Чехословакии проходил без участия Польши. Докажите, что Путин врет. Одолейте врага, что называется, на его же территории!
По известным причинам польские власти выбрали прямо противоположную стратегию. Аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что Варшава не желает вступать в дискуссию с президентом России. И новая инициатива Сейма — наглядное тому подтверждение.
Парламент Польши не впервые предпринимает попытку запретить альтернативный взгляд на историю Второй мировой войны.
В 2018 году Дуда подписал изменения в закон об Институте национальной памяти (получившие в прессе прозвище Закон о Холокосте), которые предусматривали уголовную ответственность за обвинения польского народа в геноциде евреев. Эта инициатива стала причиной серьезного кризиса в отношениях между Польшей и Израилем.
На стороне последнего ожидаемо выступил Вашингтон.
В Госдепартаменте США предупреждали, что принятие поправок к закону может повлиять на характер польско-американских отношений.
«Мы все должны быть внимательны с тем, чтобы не препятствовать обсуждению и комментированию Холокоста. Мы также обеспокоены последствиями этого законопроекта для стратегических интересов Польши и отношений с государствами, в том числе с США и Израилем. Разногласия, которые могут возникнуть между нашими союзниками, будут играть на руку лишь нашим противникам», — заявили американцы.
Давление заокеанских кураторов принесло свои плоды — парламенту пришлось повторно пересмотреть закон и убрать из него пункт об уголовной ответственности. Израиль был удовлетворен, но осадок остался. Уже после того, как Варшава пошла на уступки, глава израильского МИД Исраэль Кац выдал свое знаменитое «каждый поляк впитывает антисемитизм с молоком матери».
Таков главный итог польской законодательной авантюры: «протащить» скандальные правки не получилось, зато получилось испортить отношения с Тель-Авивом и заслужить неодобрение Вашингтона.
Это, впрочем, не означает, что история повторится. Если наученные горьким опытом поляки в новом законе обойдут стороной тему Холокоста, то у мирового сообщества претензий к ним не будет. Даже наоборот — американцы похвалят своих восточноевропейских союзников за борьбу с «российской пропагандой».
В соседней Литве похожий закон уже действует: здесь предусмотрена уголовная ответственность за «одобрение преступлений СССР», их отрицание или грубое преуменьшение их значения. Первым осужденным по этой статье стал оппозиционный политик Альгирдас Палецкис (сегодня ему инкриминируют шпионаж в пользу России). Под каток литовской Фемиды попали также два свидетеля по делу Палецкиса, показания которых расходились с официальной версией событий 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашни.
По этим лекалам наверняка будут действовать и польские судьи. Все, что может сделать Польша по отношению к Путину и другим российским политикам, — это запретить им въезд в страну. Или осудить заочно, выставив себя на посмешище.
Зато польским гражданам, которые дерзнут поставить под сомнение «генеральную линию партию», будет не до смеха.
Борьбу с «кремлевской пропагандой» подстегивает еще и внутриполитическая ситуация в Польше. Инициатором нового закона выступила Кидава-Блоньска, которую крупнейшая оппозиционная партия «Гражданская коалиция» уже выдвинула кандидатом на предстоящих выборах президента. Вице-спикера Сейма уже рассматривают как главного оппонента Анджея Дуды.
Очевидно, она не упустит шанс заработать дополнительные электоральные очки, а партия «ПиС» будет вынуждена доказывать избирателям, что борьба с Путиным — это прерогатива действующей власти. Поэтому любым антироссийским инициативам в Польше поддержка обеспечена.
По иронии судьбы, ввести ответственность за инакомыслие собираются власти страны, которая три десятилетия проклинает «совок».
Однако одна из самых «передовых» советских практик — навязывание единственно правильной точки зрения — польским властям пришлась по душе.При этом в России никому и в голову не приходит заткнуть рот историкам, занимающим условно польскую позицию и возлагающим всю вину за начало Второй мировой войны на Гитлера и Сталина в равной степени. Из года в год они выступают на телевидении, читают лекции, издают книги. Как показывает практика, в «просвещенной» Европе отстаивать оппозиционные взгляды им было бы гораздо труднее…