Политика Политика

Пролетит ли рояль Зеленского над Парижем: отвечают эксперты из Киева

В Париже 9 декабря пройдет долгожданная встреча «нормандской четверки». В саммите примут участие президенты Франции, России, Украины и канцлер Германии. Прошла информация, что заключительный документ всеми сторонами уже согласован. Принесет ли встреча в Париже долгожданный мир в Донбасс, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказали эксперты с Украины.

Как поясняет эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил БОГАТЫРЕВ, заключительный документ согласовывается перед любыми международными встречами на высшем уровне: это может быть коммюнике, декларация о намерениях, договор и тому подобное.

«В данном случае, скорее всего, речь идет о совместной декларации. Тот ее вариант, который был предварительно согласован, содержит пункты, максимально обобщенные и не вызывающие возражений ни у одной из сторон. Это может быть декларация о необходимости обмена удерживаемыми лицами, прекращения огня или оказания гуманитарной помощи страдающему от боевых действий населению.

А уже в ходе встречи на высшем уровне этот максимально обобщенный документ может быть дополнен итогами переговоров по более спорным и сложным вопросам, например, разведению войск на всей протяженности линии соприкосновения и/или запуску процесса выполнения политической части Минских соглашений (выборы, амнистия, особый статус и так далее).

Если же договориться по вышенаписанным пунктам не удастся, по итогам встречи будет подписан заранее согласованный общий документ без существенных дополнений», — уточняет Богатырев.

То, что итоговый документ нормандской встречи уже сформулирован, не вызывает сомнений и у члена оппозиционной партии «Союз левых сил» Александра ГОЛУБА

:

«Во-первых, такова практика всех современных встреч на высшем уровне. Во-вторых, позиция президента России была неоднократно и недвусмысленно озвучена прежде: встреча ради "поговорить" для него не имеет смысла. А следовательно, если Владимир Путин таки едет в Париж, то этот смысл, видимо, найден.

Киев долго напускал туману, рассказывая, что у него якобы есть 6 вариантов развития событий в Донбассе, не расшифровывая и не уточняя ни одного из них. Что является прямым свидетельством того, что у Владимира Зеленского на самом деле нет никакого своего плана. А это значит, что придется играть по чужим правилам.

С одной стороны, есть позиция Европы в лице Франции и Германии на преодоление противостояния и прекращения войны. С другой — есть позиция России по максимальной защите интересов населения ЛНР/ДНР.

Также есть позиция США, направленная на сохранение болевой точки и противостояния по вектору Украина — Россия.

И в этой сложной конструкции есть только один реальный план: выполнение минских договоренностей. На этом будет настаивать тройка: Россия, Германия, Франция. С этим придется согласиться и Украине.

Другой вопрос, насколько партнеры из ЕС позволят (или согласятся) сделать эту горькую пилюлю для Зеленского более сладкой и удобоваримой с точки зрения украинской радикальной оппозиции.

Поэтому громких прорывов не случится — будет в который раз подтверждена приверженность минским договоренностям, а Зеленского подтолкнут к непосредственным переговорам с ЛНР/ДНР и принятию в Раде парламентским большинством хотя бы частично обязательств, ранее взятых на себя Украиной в Минске.

Опосредованным бонусом к встрече, вполне вероятно, станет обмен пленными: эта тема давно проработана, фамилии согласованы — так почему бы не совершить этот гуманный жест?», — задается вопросом Голуб.

Политический обозреватель Александр ФОМИН полагает, что на этой встрече вряд ли будет прорыв в сторону мира:

«Причина в том, что в Украине не наблюдается смены антидонбасской и антироссийской риторики в информационном пространстве — никто не готовит общественное мнение к переходу на мирные рельсы.

Если бы Киев действительно собирался выполнять Минские соглашения, то, как минимум, в различных "независимых" телеграмм-каналах накануне 9 декабря не разгоняли бы версию про хитрый план России сорвать мирные переговоры и обвинить во всем Зеленского.

Это пока что напоминает игру на упреждение собственного проигрыша: чем быстрее обвинишь кого-то, тем меньше ответственности понесешь сам. Напоминает тактику Порошенко, когда во всем была виновата РФ, а он весь в белом и на коне.

С другой стороны, если произойдет чудо (допустим, на фоне падения рейтинга Зеленского до 52%) и Украина пойдет на реальное выполнение Минских соглашений, то отправной точкой будет декабрь — именно сейчас праворадикалы обещают устроить новый "майдан". От его масштаба и зависит выполнение Киевом Минских соглашений.

Что касается Донецка и Луганска, то считаю, что их субъектность крайне низка: какое решение будет принято в Париже 9 декабря, так они и будут поступать. Хотя это может происходить с пробуксовками, но у них просто не будет выбора», — резюмирует Фомин.

Сказать, что на Украине совершенно неоднозначная реакция на попытку 9 декабря выйти из донбасского кризиса, это все равно что промолчать: позиции радикалов диаметрально противоположны мнению большинства жителей страны. Но агрессивное меньшинство пока что имело большее влияние на власть. Вот, к примеру, позиция главы украинского МИД Вадима Пристайко неоднократно менялась (или он говорил в определенной ситуации то, что хотели услышать). 14 ноября он сказал, что Украина и вовсе может отказаться от выполнения Минских соглашений. А через 4 дня заявил о возможности невыполнения лишь некоторых пунктов этих договоренностей, если не удастся их переформулировать. И тогда в Донбассе возможна некая «операция по поддержанию мира».

В чем же причина таких маятниковых колебаний? Руководитель киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ полагает, что метания Пристайко имеют целью подготовку общественного украинского и европейского настроения к невыполнению Киевом Минских соглашений.

«Власть у нас новая, а прозападный порошенковский курс Украины, стремящейся в НАТО и ЕС, не изменился. Поэтому Донбасс как часть страны на особых условиях не соответствует этому курсу. Посему итогом парижских переговоров, скорее всего, станет определение позиций сторон.

Зеленский пояснит собеседникам, что страна пока не готова предоставить региону особый статус и амнистию, нужно к этому подготовить парламентариев и общественность. И предложит, например, развести пока войска по всей линии соприкосновения», — предполагает Погребинский.

О том, с какими целями едет во французскую столицу украинский президент, рассуждает политтехнолог Василий СТОЯКИН.

«Во-первых, это стильно: увидеть Париж и умереть. Кроме того, Париж стоит мессы и так далее. Умирать и мессировать он, конечно, не собирается, но сам факт! Во-вторых, судя по сказанному им, он таки спросит у Путина: "Чей Крым?" и сорвет встречу. За это фанаты Порошенко пока повременят с его свержением. Правда, голосовать за него после этого все равно уже никто не будет, но европейские партнеры преисполнятся "восхищения" и постараются больше его никуда не приглашать. На всякий случай», — то ли иронизирует, то ли предсказывает Стоякин.

Читайте также
5 декабря 2019
Интервью с военным экспертом, президентом Центра исследования общественных прикладных проблем Александром Жилиным.
4 декабря 2019
Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко заявил, что документ, который будет представлен по итогам саммита в «нормандском формате», обойдется без амбициозных положений.
6 декабря 2019
Накануне саммита «нормандской четверки» в Париже экс-президент Украины Петр Порошенко дал совет действующему главе государства Владимиру Зеленскому.
6 декабря 2019
Большинство украинцев считают, что с Россией необходимо идти на компромиссы, если они помогут установить мир в Донбассе. Таковы результаты опроса, проведенного фондом «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива и Киевским международным институтом социологии.