Неудачный арест Михаила Саакашвили активизировал протестное движение на Украине, вдохнул новую жизнь в «Михомайдан». Некогда таким импульсом для Евромайдана был разгон студентов. Операция прокуратуры и СБУ, которая должна была продемонстрировать силу режима Петра Порошенко, напротив, показала его слабость. Президент Порошенко и его команда оказались в сложном положении, когда любой следующий ход только ухудшит ситуацию.
В Киеве 5 декабря произошло событие, которое может иметь далекоидущие последствия для Украины в целом и для нынешнего «майданного» режима в частности. Со стороны всё выглядело как дешевое комедийное шоу: экс-президент Грузии, экс-губернатор Одессы, «отец» «революции роз» Михаил Саакашвили бегал по крыше киевской многоэтажки и выкрикивал оскорбления и обвинения в адрес своего бывшего соратника Петра Порошенко. Саакашвили обещал спрыгнуть вниз, если его попытаются задержать.
Затем десять здоровых мужиков окружили пана Михо и аккуратно увели с крыши. Наверное, этот эпизод прекрасно бы вписался в некоторые фильмы с участием Луи де Фюнеса или, может, нашел бы свое место в одном из кинофильмов цикла «Голый пистолет».
На этом комедийное действо не закончилось. Спецназовцы Службы безопасности Украины (СБУ) впихнули Саакашвили в микроавтобус, но не смогли его увезти. Сторонники Михо заблокировали машину. В конце концов толпа стала достаточно многочисленной и господина Саакашвили отбили у спецназовцев.
Впрочем, на этом смешное заканчивается, и комедия превращается в трагедию.
Официальная версия
Почему Порошенко и компания решились на арест Саакашвили только 5 декабря? Михо незаконно пересек границу с Польшей еще 10 сентября, его могли задержать уже тогда. Но этого делать не стали, позволив Саакашвили разъезжать по Украине, заниматься политической деятельностью, даже организовать «майдан».
Официальная версия гласит, что Генпрокуратуре и СБУ к этому времени удалось собрать доказательства причастности Михаила Саакашвили к подготовке государственного переворота, который он собирался осуществить на деньги Сергея Курченко, близкого к Януковичу олигарха, бежавшего с Украины в 2014 году. Однако на Украине мало кто из серьезных экспертов, журналистов, оппозиционных политиков поверил этому объяснению властей. И тому есть немало причин.
Во-первых, видеопрезентация, которую генеральный прокурор Юрий Луценко демонстрировал в Верховной раде, скорее напоминает не логически выстроенную структуру доказательства вины Саакашвили, а компиляцию разных малопонятных фрагментов, не связанных между собой. Такое впечатление, что презентацию готовил студент на скорую руку, а не серьезный государственный орган. Во-вторых, из «беседы» Саакашвили и Курченко непонятно, о чём идет речь: фразы очень обтекаемые. Возможно, они договаривались о совместном бизнесе, к примеру хотели открыть сеть шашлычных.
Да и вообще очень вероятно, что никакой беседы Саакашвили с Курченко не было, а «доказательства» — это монтаж, сделанный СБУ.
В частности, представленный Луценко разговор ненастоящим считает пранкер Алексей Столяров (Лексус) — человек, который собаку съел на аудиозаписях. Столяров полагает, что это склейка разных фрагментов из других бесед Саакашвили и Курченко, так как интонации и эмоции собеседников резко меняются, чего при естественном разговоре не происходит.
Некоторые люди, которые знают Курченко лично, пишут, что это вообще не его голос, а голос какого-то имитатора.
В-третьих, если бы у Луценко были более серьезные доказательства против Саакашвили, он бы не преминул предъявить их общественности.
Было видно, как Луценко нервничал во время презентации. Об этом ярко свидетельствует один эпизод: генпрокурора очень сильно разозлила улыбка депутата Сергея Соболева, одного из сторонников Саакашвили. Луценко потребовал, чтобы тот перестал улыбаться, а лучше всего взял лимончик. Человек, который уверен в собственной правоте, не будет так психовать, вести себя подобным образом. Агрессия — это защита человека, неуверенного в своих действиях.
Реальная версия
Итак, версия Луценко доверия не вызывает. Но остается вопрос: почему Порошенко решился на арест Саакашвили только в начале декабря? Думается, к этому его подтолкнул ряд факторов. Украинские СМИ не раз писали, что советники Петра Порошенко были уверены: «Михомайдан» в ближайшее время «сдуется» сам. Но «майдан» не исчезал. Более того, 3 декабря Саакашвили удалось собрать на митинге немало людей. Сам он утверждал, что пришло 20 тысяч протестующих, журналисты оценили количество митингующих в 6–7 тысяч.
Это было сигналом для Порошенко: «Михомайдан» исчезать не собирается.
Кроме того, на этом воскресном митинге экс-президент Грузии объявил о начале сбора подписей граждан Украины за импичмент президента. Петр Порошенко пришел к власти благодаря Майдану и прекрасно понимает, что может быть смещен с должности в результате новых массовых акций протеста. Ему уже удалось нивелировать угрозы в виде банковского и тарифного «майдана», когда протестные движения «дробили», засылали откровенных провокаторов в среду протестующих, однако «Михомайдан» — это явление более серьезное, с ним так просто не справиться.
По-видимому, Порошенко и его команда решили нанести удар на опережение. Сначала 3 декабря радикалы, вероятно нанятые сторонниками Порошенко, заблокировали телеканал NewsOne — единственный, который транслировал в прямом эфире митинг Саакашвили. Однако в администрации «майданного» президента эту меру посчитали недостаточной. Было принято решение о задержании самого Саакашвили.
Разумеется, когда отдавался приказ об аресте, расчет был на то, что сотрудники СБУ быстро «повяжут» Саакашвили и доставят его для допроса к следователю. Бегание по крыше и триумфальное освобождение Михо из автобуса никто не планировал.
То, что готовилось как блицкриг, который должен был показать силу киевского режима, продемонстрировало его слабость. То, что должно было стать победой, превратилось в позор.
Почему? Похоже, спецназовцы СБУ, помня о судьбе «беркутовцев», не очень усердствовали при исполнении приказа. Они не хотят стать крайними, если в стране снова поменяется власть.
Еще одним фактором, который мог подтолкнуть Порошенко к решению об аресте Саакашвили, является нынешняя ситуация на Западе. Ангела Меркель поглощена попытками создать парламентскую коалицию и удержать власть. У Дональда Трампа много проблем внутри США, а борьба американских политических группировок отражается на ситуации на Украине. В свете этого весьма вероятно, что покровители Порошенко в Вашингтоне дали добро на задержание Саакашвили, так как он представляет интересы другой «дворцовой» группы.
Но патроны Порошенко явно не думали, что всё пройдет так «топорно», что Михо не будет арестован, а его протесты получат новый импульс.
После такого «прокола» Порошенко и его сторонники точно не вырастут в глазах заокеанских покровителей.
Порошенко на распутье
Что будет дальше с Михо и его «майданом»? Если вспомнить историю Евромайдана, то это явление несколько раз было на грани окончательного угасания. Но каждый раз происходило событие, которое вдыхало в протесты новую жизнь. «Михомайдан» также получил новый импульс и вышел на принципиально другой уровень своего развития. Драка утром 6 декабря во время попытки задержать господина Саакашвили, когда пострадали как протестующие, так и полицейские, продемонстрировала накал ситуации. В четверг 7 декабря Михо заявил, что будет строить возле Верховной рады «новую сечь» (историческая отсылка к Запорожской Сечи), и пообещал установить еще 250 палаток. Но мяч сейчас на стороне киевского режима.
С одной стороны, Порошенко, Луценко и другие не могут допустить, чтобы человек, который официально находится в розыске, открыто проживал в центре столицы и возглавлял акции протеста. Это демонстрирует, что власть является абсолютно бессильной. Когда правитель демонстрирует свое бессилие, он лишается трона — так было во все времена, и так будет. С другой стороны, если киевский режим всё-таки пойдет на зачистку «Михомайдана» при помощи спецназа и ареста Саакашвили, со стопроцентной вероятностью прольется кровь. Это может вывести акции протеста совсем на другой уровень независимо от того, где будет сам Михо: на свободе или в тюрьме.
В таком случае Порошенко рискует потерять всех покровителей на Западе. В США и ЕС его просто могут «списать», как когда-то поступили с Виктором Януковичем. Вот и оказался Порошенко, как былинный богатырь, на распутье: одна дорожка хуже другой…