От Бандеры — к бойцам Красной армии? Изменит ли Зеленский историческую политику Украины
Виктория Иванченко
После увольнения с поста директора Украинского института национальной памяти одиозного Владимира Вятровича многие избиратели Владимира Зеленского и его партии всерьез поверили в изменение исторической политики на Украине. Пока эти надежды не оправдались. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, какая система исторической политики уже выстроена на Украине и возможно ли ее изменить.
Основная функция украинских институтов памяти — формирование национальной идеи Украины. Они редко выступают площадкой для дискуссии и обмена мнениями, а скорее призваны продвигать среди населения определенное сформированное и утвержденное наверху мнение об исторических процессах. Они пропагандируют единый для всех нарратив.
Всё это традиционно, хотя и часто нелогично, объясняется европейским выбором, отказом от тоталитарного прошлого, защитой независимости и будущего нации.
Одним из ключевых институтов на этом направлении, безусловно, был Украинский институт национальной памяти (УИНП), который с 2014 по сентябрь 2019 года возглавлял Владимир Вятрович. В эти годы институт работал на формирование или даже уже закрепление украинской национальной идеи, базирующейся на антироссийской и националистической позициях. Сейчас по факту институт обезглавлен.
Такая пауза может быть оправдана попытками не форсировать и не поднимать заново идеологические дискуссии новой властью, а придержать институт в неопределенном положении.
УИНП был создан по инициативе Виктора Ющенко с целью «воссоздания справедливой истории украинской нации» и «формирования и реализации государственной политики в этом направлении». Институт — официальный орган исполнительной власти, деятельность которого задается Кабинетом министров.
Политика института выстраивалась на основе увековечивания памяти участников национально-освободительного движения (все борцы за независимость), жертв голодомора и политических репрессий. Во многом это основные столпы формирования современной украинской национальной идеи.
За время своей постмайданной деятельности УИНП активно напоминал о себе в публичном пространстве, давая противоречивые, а иногда откровенно циничные оценки историческим и современным событиям, предлагая переименование исторических и географических названий, пытаясь вложить новый смысл в привычные праздники (например, День Победы заменить Днем памяти и примирения 8 мая).
За свою сугубо идеологическую и националистическую направленность институт у одних вызывал одобрение и энтузиазм, у других — отторжение, чем всё больше раскалывал население Украины.
Показательны темы и формулировки, над которыми работал и продолжает работать УИНП: «Украинская революция» 1917–1921 годов, Украинская повстанческая армия (УПА, запрещенная в России организация — прим. RuBaltic.Ru), «люди свободы» (о деятелях, продвигавших идею независимой Украины), декоммунизация, доступ к архивам КГБ, «Украинская» Вторая мировая война, голодомор, Майдан, Крым, реабилитация жертв коммунистического режима, «российско-украинская война».
Отдельно стоит обратить внимание на руководство УИНП. Уволенный недавно Владимир Вятрович — идейный защитник деятельности ОУН-УПА (запрещенная в России организация — прим. RuBaltic.Ru) — не скрывает ярко выраженную националистическую политическую и историческую позицию, за свои взгляды и пропагандистскую работу стал персоной нон грата в России и в Польше.
При Ющенко в 2008–2010 годах Вятрович занимал должность директора архива Службы безопасности Украины и обеспечивал рассекречивание архивов КГБ. Вятрович в 2009 году стал одним из основателей Национального музея жертв оккупационных режимов «Тюрьма на Лонцкого» во Львове и сайта электронного архива «Украинского освободительного движения».
Кроме того, Вятрович написал множество книг про украинских националистов, их отношении к евреям, про так называемые «украинско-польские войны» 1940-х годов.
«Тюрьма на Лонцкого» — по сути единственный «музей оккупации» на Украине, хотя тему «двойной оккупации» пытаются иногда поднимать и в других региональных музеях.
Еще один интересный объект с точки зрения формирования национальной памяти на Украине — Музей голодомора, созданный Виктором Ющенко в 2008–2009 годах. Голодомор здесь трактуется не просто как целенаправленная политика голода, но и как геноцид непосредственно украинского народа, совершаемый советским режимом. Украинская нация в концепции музея противопоставляется коммунистическому режиму и советской нации. Для усиления эффекта создатели в описании значимости своей деятельности щедро обращаются к популярным словам-штампам: «толерантность», «права человека», «демократические ценности».
Современные трактовки истории в пользу нарратива о страдании украинского народа в борьбе за независимость неминуемо выставляют оккупантами и угнетателями Россию и Польшу.
Антироссийский исторический нарратив стал крайне удобен для мобилизации и сохранения напряжения в отношениях начиная с 2014 года. А вот конфликт с Польшей на исторической почве скорее стал побочным и нежелательным эффектом в процессе поиска национальной идентичности.
Прославление украинских националистов подняло еще одну проблему — отношения украинцев и евреев. И здесь всё не так просто, как могло бы показаться на первый взгляд. В украинском общественном поле проявили себя несколько сил, которые во время конфликта выбрали совершенно разные поведенческие линии.
Например, небезызвестный олигарх Игорь Коломойский попытался собственноручно примирить два малосовместимых нарратива. Являясь в прошлом руководителем Объединенной еврейской общины Украины и Европейского еврейского совета, которые в том числе занимаются вопросами памяти жертв Холокоста, в период военно-политической активности 2014–2015 годов Коломойский поддерживал и финансировал батальоны, где так или иначе проявлялась традиционная националистическая идеология и символика.
Но есть внутри Украины по-прежнему и другое активное направление — защита исторической справедливости и борьба с антисемитизмом на Украине, чем, например, занимается Украинский еврейский комитет с Эдуардом Долинским во главе.
Показательным также является долголетнее запустение и довольно плачевное состояние Бабьего Яра — огромная территория объединяет хаотично расположенные памятники, по которым сложно восстановить исторические события.
Урочище в целом используется как зона отдыха. Попытки построить специальный музей, чтобы увековечить трагедию 1941 года, имеют давние корни, однако воз и ныне там.
При Ющенко Бабий Яр получил статус Государственного историко-культурного заповедника. Вялые обсуждения были и позже при Януковиче, но по сути первым серьезным сдвигом можно назвать создание в 2016 году некоммерческой образовательной организации Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр».
Согласно планам организации, масштабный комплекс, который должен стать не только мемориалом, но и образовательной площадкой, откроется в 2023 году. Но на сайте последние события — подписание меморандума о сотрудничестве с целью создания Мемориального центра — датируются 16 марта 2018 года, а последний и единственный отчет о деятельности от EY — за 2017 год.
Впрочем, критику на Украине мемориал успел получить еще и за то, что в наблюдательный совет входят российские предприниматели и миллиардеры Герман Хан и Михаил Фридман (к слову, наравне со Святославом Вакарчуком и Виктором Пинчуком).
Существует еще Виртуальный музей «Бабий Яр», но здесь ситуация еще хуже — последние новости датируются октябрем 2013 года.
Запущенность ситуации с мемориалом Бабьего Яра подчеркивается еще и тем, что на одном из входов в сегодняшний комплекс есть стенд о члене ОУН(м) (организация запрещена в России — прим. RuBaltic.Ru) Иване Рогаче, где он изображен исключительно как жертва нацистских репрессий.
Рогач был главным редактором газеты «Українське слово», которая прославляла нацистскую Германию, а в дни массовых расстрелов 1941-го года в Бабьем Яру призывала к выдаче и уничтожению киевских евреев.
После смены президента и некоторого снижения градуса напряжения в украинском обществе появился шанс, что историческая политика перестанет быть настолько идеологизированной, как это было при Порошенко. Вместо идейных двигателей теперь должны прийти технократы.
Но есть также и риск, что историческая политика станет просто медиа- и пиар-проектом новой власти без какого-либо серьезного содержания и наполнения.
Или же за отсутствием других сил, ниша будет снова занята националистическими пассионариями.
Другой вопрос, что не всякая инициатива, навязанная сверху, получает живой отклик среди обычного народа. Пока украинское население продолжает демонстрировать скепсис и критическое отношение ко многим навязываемым идеям и моделям. Именно это показали знаковые события 2019 года: результаты выборов президента, слабая поддержка новообразованной Православной Церкви Украины и массовость мероприятий в День Победы.