Амбиций больше, чем ресурсов: эксперты обсудили новую внешнюю политику Польши
Ольга Ларина
В Калининграде, в стенах Балтийского федерального университета им. И. Канта 7 июля состоялся онлайн-семинар «Новая внешняя политика Польши как фактор нестабильности в Восточной Европе». В обсуждении приняли участие эксперты из Польши, Беларуси и России. В центре дискуссии находились риски для безопасности в Европе, вызванные нынешним внешнеполитическим курсом Варшавы, перспективы развития польско-российских отношений, а также возможные последствия открывающегося в Варшаве саммита НАТО.
Центральное место на мероприятии заняла презентация аналитического доклада журналистов портала RuBaltic.Ru А. Носовича и А. Шамшиева «Польский тромб в сердце Европы».
По словам одного из авторов доклада, А. Шамшиева, после президентских и парламентских выборов 2015 г. правоконсервативная партия «Право и справедливость» («ПиС») получила внушительный кредит доверия избирателей и возможность сконцентрировать в своих руках всю полноту политической власти в Польше. По мнению лидера партии Я. Качиньского, с 1989 г., после слома социалистического строя, Польша развивалась неправильно, и последние 25 лет стали эпохой упущенных возможностей. Поэтому на пути к созданию «Четвёртой Речи Посполитой» «ПиС» объявили о начале крупномасштабных реформ по трансформации польского государства. Первые действия «ПиС» во внутренней политике и объявление новой внешней политики официальной Варшавы практически сразу сделали Польшу источником напряжённости в Европейском союзе, считают авторы доклада.
Как отмечает А. Носович, главная цель республики в рамках внешней политики – это преодоление периферийности Польши в Европе: «Эта периферийность глубоко прочувствована всем польским политическим классом. Здесь я не отделяю нынешнюю правящую команду от либералов из “Гражданской платформы”. Достаточно провести контент-анализ высказываний политического и экспертного пула Варшавы, чтобы понять, что польский политический класс остро ощущает периферийность своей страны в Европе и пытается её преодолеть.
И эта стратегия остаётся неизменной на протяжении последних 25 лет. Меняется лишь тактика.
Так, «ПиС» предлагают преодолеть периферийность за счёт формирования оппозиционного Брюсселю и Берлину геополитического блока государств Европейского союза в составе Великобритании, Скандинавии и стран Центральной и Восточной Европы».
Главным козырем «ПиС» для реализации данной внешнеполитической цели, по словам автора, является особая роль Польши в функционировании НАТО, а также стратегия «сдерживания России», которая сейчас как никогда актуальна в европейских политических кругах. Польша делает ставку на размежевание между Россией и Евросоюзом.
Если говорить о Беларуси, отмечает Носович, то здесь нынешнее руководство Польши идёт на сближение с Минском
Особенность же польско-литовских отношений заключается в конкурентной борьбе за влияние на постсоветском пространстве. «У Польши и Литвы одна и та же внешняя политика и одинаковые конечные цели – усиление евроатлантического влияния в бывших советских республиках. Но тактики всё же различаются, – отмечает А. Носович. – Польша при новом правительстве публично отказалась быть оператором программы “Восточного партнёрства”, в то время как Литва продолжает её придерживаться. В этом различии заключается потенциал польско-литовской конфронтации на ближайшие годы».
«Внешняя политика Польши неизбежно порождает конфликты как на западе, так и на востоке – на постсоветском пространстве. И в условиях кризиса европейской интеграции, который обострился после "брексита", продолжение этого варшавского курса будет всё более и более усиливать международную напряжённость в Европе», – подвёл итог А. Шамшиев.
Среди приглашённых участников были как российские, так и зарубежные эксперты.
Кандидат философских наук, директор института ЕврАзЭС В. Лепёхин в своём выступлении отметил, что у Польши в настоящее время недостаточно экономических и политических ресурсов для реализации планов по доминированию в регионе Восточной Европы. «С моей точки зрения, очень точно сформулирована тема доклада и весьма глубоко раскрывает суть внешней политики Польши на современном этапе. Сейчас хотел бы оттолкнуться от выражения “преодоление периферийности”, которое использовали докладчики. Действительно, это то, что отличает и характеризует политику Польши последние десятилетия.
Нет позитивной повестки дня, а периферийность сводится к тому, что на передний план выходят темы, которые России абсолютно не интересны. В этом смысле российская сторона, конечно, не видит почвы для выстраивания конструктивного диалога», – отметил политолог.
Кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой БФУ им. И. Канта Ю. Зверев, выступивший рецензентом доклада, обратил внимание на осознание руководством Польши геополитической функции своей страны в настоящее время: «Когда я только начал читать доклад, мне сразу стало интересно, как будет рассматриваться польская внешняя политика – в узком или в широком контексте. И, к моему удовлетворению, я обнаружил, что внешняя политика Польши рассматривается в том числе и в контексте внешней политики США. Понятно, что польскую политику нужно рассматривать в рамках треугольника (США – Россия – ЕС).
Есть такая позиция, которую выражал известный американский геополитик – глава Stratfor (Strategic Forecasting Inc.) Джордж Фридман: что Польша является костью в горле как у Германии, так и у России, и пусть она таковой остаётся как можно дольше. Похоже, что такую политику США сейчас и проводят. Собственно, это известная линия – не допустить альянса ЕС и России, поскольку такой альянс составит проблему для США – в первую очередь, в экономическом смысле. То есть сочетание научно-технических достижений, финансовых ресурсов и т. д. ЕС, в частности Германии, а также природных ресурсов, ёмкого рынка и относительно квалифицированной рабочей силы России.
Такая задача раскола России и Европы стоит достаточно давно, и похоже, что польский курс идёт в фарватере американской политики. Так или иначе, для той же Германии Польша давно является преградой для контактов с Россией», – заявил эксперт.
В целом с коллегами был согласен и руководитель Польского культурного центра в Калининграде Т. Оманьски: «Вынужден констатировать, что, к сожалению, нынешняя внешняя политика Польши действительно не самостоятельна. Что касается внутренней ситуации, то в долгосрочной перспективе Польшу ждут как экономические потрясения, так и политические, поскольку через несколько лет Польша перестанет получать субсидии из ЕС. Фактически деньги кончатся, а напряжение в польском обществе только растёт. Правительство пытается ввести жёсткий пакет законов для сдерживания возможных общественных беспорядков. Однако вряд ли это поможет долго контролировать ситуацию».
В свою очередь, сотрудник Института политических наук Варшавского университета Б. Жданюк в своём комментарии на презентованный доклад отмечает, что при оценке внутриполитической ситуации в Польше следует верно расставлять акценты: «Думаю, слишком много внимания обращается на “массовые протесты”. Большое количество людей на улицах – а их было 50 тысяч, а не 250 тысяч, как утверждают сами участники, в чьих словах много неправды, – ещё не означает, что “ПиС” теряют поддержку общества. Опросы этого не наблюдают. На рейтинг влияют социальные программы партии, особенно “Семья 500+”: люди начали получать по ней реальные деньги. Если правительство продолжит выполнять предвыборные общения, то поддержка и престиж партии ещё вырастут. Даже еврокомиссары, которые был против “ПиС”, перестали её критиковать.
То же и в измерении ЕС: нарушения Конституции были, в первую очередь, со стороны “Гражданской платформы”. И сейчас официальный Брюссель выступает намного сдержаннее в своих комментариях».
С оригинальной оценкой внутриполитической ситуации в Польше выступил белорусский участник семинара – научный сотрудник Института философии НАН Беларуси, директор консервативного центра «НОМОС», соредактор Eurasia.Expert П. Петровский: «Ещё в 2011 году на одной из международных конференций я сделал прогноз о том, что нас ждёт возвращение авторитаризма в Европу. Так и случилось. Вскоре возник диктаторский режим по брюссельским канонам уже в самом ЕС. Буквально недавно Польшу обвинили в восстановлении диктаторского режима. В перспективе Европейского союза мы можем видеть Австрию, Францию, и даже за океаном мы можем видеть Дональда Трампа, у которого зять, как оказалось, родственник белорусских партизан.
Внутренняя политика Польши похожа на белорусскую – она социал-консервативная. Единственное “но” – Беларусь, в отличие от Польши, не делала акцент на националистические мифы. В этом отношении Польша ничем не отличается от стран Прибалтики».
Оценивая предстоящий саммит НАТО, эксперты в целом были единодушны в том, что он не станет поворотной точкой в развитии международной обстановки в Европе. «Предстоящий саммит НАТО разочарует всех, – уверен главный редактор портала RuBaltic.Ru C. Рекеда. – Россию он разочарует потому, что Москва ждёт от НАТО конструктивной позиции, признания того, что старая модель отношений не работает и надо садиться за стол вырабатывать новые принципы. Что же мы слышим незадолго до саммита? Что западные страны будут “поддерживать диалог” с Россией и одновременно с этим “сдерживать Россию” всеми возможными способами – от информационных до военно-технических. О разговоре на равных до сих пор речи не идёт. Не пойдёт и в результате нынешнего саммита.
Но не будут довольны результатами саммита и “ястребы” западного лагеря стран, которые призывают забыть об Основополагающем акте Россия – НАТО 1997 г. и установить полноценные наземные базы в Восточной Европе. Еврогранды на это не пойдут. Зато вместо этого будет много жёсткой риторики, которой попытаются компенсировать отсутствие реальных решений. Думаю, нам следует спокойно к этому относиться».
Подводя итоги обсуждения, модератор дискуссии – кандидат политических наук, доцент БФУ им. И. Канта М. Берендеев выразил сомнения в том, что Польше удастся реализовать свои амбиции одного из новых центров ЕС: «Послушав очень интересный доклад и комментарии, сомневаюсь, конечно, в том, что Польша сможет стать неким драйвером в реформировании Европейского союза. Сомнительно. Вот кто угодно, но только не Польша. Если какая-нибудь реформа ЕС и будет происходить в ближайшей перспективе, то идеи пойдут не столько даже из Брюсселя, сколько из Берлина».