В канун 9 мая директор Украинского института национальной памяти (УИНП) Антон Дробович записал видеоролик, приуроченный ко Дню памяти и примирения и 75-й годовщине Победы над нацизмом. Слово «победа» в УИНП пишут с маленькой буквы, потому что для Киева единственными украинскими участниками войны были «люди и организации, которые боролись за независимость Украины от обеих тоталитарных систем». Непонятно, зачем тогда Зе-команда наряду с бандеровцами чествует «советских оккупантов». Это не единственный пример исторической шизофрении, которая началась во времена Порошенко и прогрессирует при Зеленском.
День памяти и примирения (8 мая) на Украине стал государственным праздником в 2015 году. Бывший президент учредил его с целью «достойного чествования подвига украинского народа, его выдающегося вклада в победу антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне и выражения уважения всем борцам против нацизма».
Собственно, это уже был выдающийся пример исторической шизофрении, ведь украинских борцов с нацизмом традиционно чествуют в День Победы, и этот праздник майданные власти отменить не решились. Зачем тогда создавать новый?
Под знаменем красного мака (европейского символа памяти) Порошенко попытался объединить красноармейцев и бандеровцев.
Но как последних можно отнести к борцам против нацизма? Какой вклад в победу антигитлеровской коалиции внесли заместитель командира 201-го батальона шуцманшафта Роман Шухевич и ваффен-оберштурмфюрер Владимир Козак?
Как боролись против Третьего рейха начальник канцелярии 14-й гренадерской дивизии войск СС «Галичина» Осип Навроцкий и гауптштурмфюрер Дмитрий Палиев? Много ли нацистов положили старший лейтенант абвера Александр Луцкий и другие «выдающиеся» украинцы из этого смыслового ряда?
На те же грабли наступает нынешний директор УИНП, который поначалу казался более адекватным человеком, чем его предшественник.
«Очень важно вспоминать и чествовать подвиг ветеранов, которые боролись с нацизмом и победили его», — заявляет в видеообращении Антон Дробович. Предположим, что мифические бои бандеровцев с нацистами где-то действительно происходили (то, что история о них умалчивает, это же проблема истории, а не бандеровцев). Но все равно паззл не сходится, ведь с Красной армией — главной силой, которая громила армию Гитлера, — украинские коллаборационисты воевали охотнее. Даже сумели ликвидировать одного из главных сталинских полководцев Николая Ватутина.
Как ни крути, их коэффициент полезного действия в борьбе с нацизмом отрицательный.
Поэтому попытки «пристегнуть» к Победе Бандеру, Шухевича и прочих «героев» УПА (организация, запрещенная в РФ — прим. RuBaltic.Ru) выглядят в высшей степени странно.
На этом странности не заканчиваются. «День памяти и примирения и День Победы над нацизмом во Второй мировой войне символизируют не триумф победителей над побежденными», — нравоучительно говорит Дробович. То есть День Победы не символизирует… Победу. В таких случаях принято спрашивать: «Сам-то понял, что сказал?»
Кстати, весьма симптоматично, что директор УИНП не проводит границу между Днем Победы и Днем памяти и примирения. Как будто это одно и то же.
Хотя противоречия проявляются даже на уровне лексикологии: нужно быть клиническим идиотом, чтобы не различать смысл слов «победа» и «примирение».
Ближе к концу ролика Дробович ставит знак равенства между нацистами и коммунистами, которые «одинаково не считались с ценой человеческой жизни». А единственным по-настоящему украинским субъектом в годы войны было «освободительное движение — люди и организации, которые боролись против обеих тоталитарных систем».
Постойте, опять какая-то бессмыслица! Если оба режима были в равной степени преступными и антиукраинскими, то как вы можете чествовать бойцов Красной армии? Тех самых, которые давили в зародыше ваше любимое «освободительное движение» и расправлялись с настоящими «патриотами Украины»? По вам, господин Дробович, психиатр плачет…
Впрочем, чему удивляться, если симптомы того же шизофренического расстройства личности проявляются у самого президента Украины?
Год назад все украинские СМИ облетела фотография Зеленского возле надгробной плиты на могиле его деда-фронтовика. И внучок вроде как очень гордится тем, что Семен Иванович Зеленский — один из тех настоящих героев, которые прошли всю войну и защитили свою землю от нацизма.
А через несколько месяцев украинский президент на голубом глазу заявляет, что СССР и Третий рейх в равной степени виновны в развязывании Второй мировой войны.
Тогда впору стыдиться своего деда — бойца «преступной» Красной армии.
Чем же ты гордишься, болезный?
Примечательно, что с 2015 года на Украине действует закон о запрете пропаганды коммунистической и национал-социалистической символики. Совсем недавно уголовное дело за красный флаг с серпом и молотом завели на жителя Одессы — теперь ему грозит лишение свободы.
Глядишь, если бы Семен Иванович Зеленский дожил до наших дней и вышел на улицу в парадном мундире, его бы тоже прихватили…
Историческая шизофрения, к сожалению, свойственна не только отдельным украинским политикам. Зачатки болезни обнаруживаются на уровне целого народа.
Яркий тому пример — недавний социологический опрос фонда «Демократические инициативы». Согласно его результатам, подавляющее большинство украинцев (52%) 9 мая отмечают победу советского народа в Великой Отечественной войне. При этом 56% респондентов соглашаются, что за развязывание самого кровопролитного конфликта в истории человечества несут ответственность и нацистская Германия, и СССР. В таком случае, не логично ли утверждать, что война была Вторая мировая, а не Великая Отечественная, и победила в ней антигитлеровская коалиция, а не СССР? Нет, этот вариант выбрали только 32,2% опрошенных.
СМИ обратили внимание на еще одну интересную цифру: почти 40% респондентов поддерживают статус-кво, при котором государственными праздниками являются и День Победы, и День памяти и примирения. Почему бы нет? Пусть каждый выбирает то, что ему ближе.
Похожий подход еще во времена Януковича предлагал министр образования и науки Дмитрий Табачник. Будучи непримиримым критиком украинских коллаборационистов вроде Бандеры и Шухевича, он признавал, что жители Западной Украины имеют право чествовать тех людей, которых считают героями. Но попытки выработать и навязать единую модель понимания истории еще больше раскалывают страну.
Однако в украинских реалиях День памяти и примирения — насквозь лживый праздник. Потому что его подлинный смысл заключается не в памяти и не в примирении, а в реванше украинского национализма.
В запрете георгиевской ленты, в снесенных памятниках Жукову, в переименованных улицах. В факельных шествиях, которые на востоке Украины устраивают специально завезенные для этого молодчики. В учебниках истории, где о Красной армии написана пара абзацев, а о «героях» УПА — целые разделы.
По такому рецепту последователи Бандеры продолжают «примирять» (вернее, усмирять) Украину. И в лице президента Зеленского они, похоже, нашли верного союзника.