Слухи о том, что Ушаков будет кандидатом на выборах в Европарламент, ушли в небытие
Андрей Солопенко
Обыски у мэра Риги Нила Ушакова, приближающиеся выборы в Европарламент и неустойчивость новой правящей коалиции делают шаткой политическую ситуацию в Латвии. От чего зависит долговечность недавно утвержденного правительства Латвии, насколько вероятен роспуск Рижской думы, будут ли досрочные выборы в Сейм и возможны ли сюрпризы на грядущих выборах в Европарламент, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал ассоциированный профессор Латвийского университета, политолог Оярс СКУДРА.
— Г-н Скудра, можно ли ожидать досрочных выборов Рижской думы в связи с обыском, прошедшим у мэра Риги Нила Ушакова?
— В этой ситуации многое будет зависеть от действий министра регионального развития Юриса Пуце, от того, будет ли он предлагать правительству законопроект о роспуске думы, который должен быть утвержден парламентом. Пока что у меня складывается впечатление, что он на это не пойдет и ограничится заявлениями, что Ушакову нужно уйти в отставку самому.
Думаю, что Пуце избрал тактику, которая заключается в том, что Ушакову будут выставлены определенные условия из-за проблем в Rīgas satiksme, и не только. Если окажется, что мэр не сможет эти проблемы решить, то может быть поставлен вопрос о его увольнении. Ведь по закону министр может потребовать его увольнения за несоблюдение должностных обязанностей.
— В таком случае, как эта ситуация в Rīgas satiksme
— Как я понимаю, слухи о том, что Ушаков будет кандидатом на выборах в Европарламент, ушли в небытие, а на позиции Вячеслава Домбровского это никак не повлияет, так как он к этому скандалу отношения не имеет.
Что же касается сюрпризов, то среди русскоязычных избирателей я ничего нового не жду. «Согласие» может получить 1–2 мандата, а если Русский союз Латвии выставит Татьяну Жданок, Андрея Мамыкина и еще какого-нибудь сильного кандидата, то и этот список, возможно, получит одно место.
В свою очередь, среди латышскоговорящих избирателей неожиданности могут быть. «Новое Единство» явно не сможет повторить свой успех и получить четыре мандата. Претендентов же на них более чем достаточно, и очень многое будет зависеть от кандидатов всех остальных партий — «Для развития/За!», Новой консервативной партии, KPV LV и «Союза "зеленых" и крестьян». Смогут они предложить альтернативу довольно сильному списку «Нового Единства» или нет, мы будем знать в начале мая.
— На Ваш взгляд, будет ли стабильным правительство Кришьяниса Кариньша, учитывая ту пеструю коалицию, которая его формирует?
— Думаю, что первым барьером на пути к относительной стабильности этого правительства является утверждение бюджета. Поначалу премьер-министр был настроен довольно оптимистично, рассчитывал, что бюджет будет утвержден в марте. Но теперь говорят, что это произойдет только в конце апреля или даже начале мая.
Видимо, после того как открыли все сейфы в Министерстве финансов, оказалось, что работы там больше, чем предполагалось.
Возможно, что в рамках бюджета этого года появились вопросы, которые надо решать. Бывший премьер Марис Кучинскис в интервью Латвийскому телевидению назвал сумму в 200 миллионов евро, необходимых на повышение зарплат медикам. Однако точно не ответил, были ли найдены эти деньги в рамках проекта бюджета, который уходящее правительство утвердило в Еврокомиссии и внесло как предварительный проект на рассмотрение парламента. Так что, видимо, какой-то пересмотр точно произойдет после утверждения бюджетных «рамок» 8 февраля.
Хотя не исключено, что правящие партии тянут с принятием бюджета, потому что дожидаются предварительных итогов первой четверти 2019 года.
В начале апреля будет ясна примерная ситуация в экономике. Таким образом, основываясь на итогах первой четверти, уже можно будет утвердить окончательный вариант бюджета. И эти предварительные итоги будут говорить в пользу членов одних партий и против пожеланий других.
Кроме этого, правительство Кучинскиса разработало бюджет с перспективой на три года. То есть бюджет 2019 года, а также обрисовки бюджета на 2020 и 2021 годы, очень важны в связи с вопросом стабильности банковской системы и рейтингами Латвии, относительно предоставления внешних займов и кредитов.
Одна из японских рейтинговых фирм присудила Латвии рейтинг A-, что для стран Центральной Европы и новых членов ЕС является неплохим показателем.
Также бюджеты этого и последующих лет будут рассматриваться с учетом дискуссии по поводу долгосрочного бюджета Евросоюза. Так что нынешний бюджет во многом должен определить курс правительства, если оно собирается дожить до осени с перспективой на более длительный период времени. Также это связано с участием Кариньша в саммите лидеров стран ЕС, дискуссиях о бюджете ЕС и ситуацией в еврозоне.
— Помимо бюджета, что еще, по Вашему мнению, может способствовать кризису в правительстве?
— Есть еще несколько факторов, например, выборы президента, в которых пока неясность полная. Да, премьер высказал предположение, что хорошо, если бы правящие партии выдвинули единого кандидата, но пока что никто другой на эту тему не высказывался. Насколько выдвижение нескольких кандидатов повлияет на стабильность правительства, сейчас сказать трудно, но я думаю, что не сильно. Ведь президентские полномочия весьма условны, и особой роли в связи с деятельностью правительства президент не играет.
Конечно, если правительство распадется, то да, номинация кандидата в премьеры будет зависеть от президента. С этой точки зрения роль президента возрастает, но пока это лишь предположения.
Также есть третий, более существенный аспект — выборы в Европарламент. Кампания уже началась, списки кандидатов составляются, и ясно, что конкуренция будет весьма острой.
Основные темы кампании будут связны с «брекситом», который, по моим предположениям, будет жестким, что повлечет за собой пусть не сильные, но негативные последствия для внешней экономической деятельности Латвии. Ведь Великобритания является относительно значимым торговым партнером для республики.
Кроме этого, предвыборная кампания может повлиять на правительство; в том смысле, что партия «Согласие» будет пытаться перехватить многие из тех обещаний, которые на выборах в Сейм надавали избирателям KPV LV («Кому принадлежит государство?») и Новая консервативная партия. Естественно, это наложит отпечаток на предвыборную кампанию других партий и на политику правительства в целом.
— Как Вы считаете, а какие партии в правительстве находятся в наиболее сложной ситуации?
— Проблемы имеются у Новой консервативной партии в связи с выдачей их депутата Юриса Юрашса. Но их можно решить, предоставив мандат другому кандидату, если Юрашс по каким-то причинам будет вынужден уйти из Сейма.
Однако пока мне представляется, что слабым звеном правительства является партия KPV LV. Не все их депутаты голосовали за правительство Кариньша, и я считаю, что рано или поздно, но их фракция в Сейме расколется.
Из нее уже исключили Алдиса Гобзмеса, но не думаю, что дело закончится только им одним. В связи с этим, если KPV LV перестанет или не сможет поддерживать правительство, оно очень быстро падет.
— Во время прошлого интервью Вы говорили, что не исключаете вероятность досрочных выборов в Сейм. После утверждения правительства актуален ли еще этот сценарий?
— В настоящее время я думаю, что в этом году такой вариант надо исключить. Однако это совсем не значит, что этого не может быть позже. Например, если господин Гобземс, заявивший о создании своей собственной партии, решит призвать членов фракции KPV LV перейти в его партию. И эта новая партия, скорее всего, будет пытаться собрать подписи о проведении референдума о роспуске Сейма. Да, это будет проблемно, но учитывая личность Гобземса, такой сценарий я бы не исключал.
Кончено, здесь должны совпасть многие условия, в том числе и недовольство людей правительством Кариньша, связанное, например, с ухудшением ситуации в экономике. Пока этого никто не предполагает, наоборот, прогнозируется рост экономики.
То есть должна сложиться ситуация, благоприятная этому, чего я пока все же не наблюдаю. В свою очередь, президент на этот шаг точно не пойдет. В начале лета будут выборы, и ожидать от нового президента, избранного нынешним парламентом, роспуска Сейма было бы совершенно нелогично.