Литва хочет запретить разговоры об участии литовцев в Холокосте
Александр Носович
Сейм Литвы готовит законопроект, официально отрицающий участие литовцев в Холокосте. Принятие такого закона чревато грандиозным скандалом, ударом по международному имиджу Литвы и конфликтом с союзниками по НАТО, что доказывает пример Польши, которую США и Израиль вынудили пересмотреть аналогичный закон. Однако Литва уверенно идет наступать на польские грабли.
«Литовское государство не участвовало в Холокосте, так как оно было оккупировано. Точно так же и литовский народ не мог участвовать в Холокосте, так как был порабощен. Отдельные представители, конечно, участвовали, но этот вопрос должен решать только суд», — говорит автор инициативы, глава Комиссии по вопросам исторической памяти и борьбы за свободу Сейма Литвы Арунас Гумуляускас.
Комиссия Гумуляускаса готовит законопроект, который официально признает Литву страной, не участвовавшей в Холокосте. «Страна пережила две оккупации — советскую и нацистскую, поэтому у нее не может быть такого же подхода к Холокосту, как в Западной Европе», — доказывает автор законопроекта.
Документ о признании Литвы «полностью неуиновной» будет рассмотрен литовским парламентом во время весенней сессии. Ключевой вопрос: будут ли в законопроекте предусмотрены штрафные меры против диссидентов вроде Руты Ванагайте, которая говорит и будет говорить, что литовский народ все-таки ответственен за геноцид евреев Литвы?
Если нет, то предложенный законопроект будет пустой декларацией, которая ничего не изменит.
Если да, то летопись литовской карательной юстиции, запрещающей свободную дискуссию по неудобным властям вопросам истории, пополнится новой главой.
Понятно, что наиболее радикальные фракции литовского истеблишмента хотят прямого запрета. Бессильная резолюция о том, что Литва не виноватая, Гитлер сам пришел, не породит ничего, кроме потока насмешек. Основополагающую мифологию Литвы как «невинной жертвы», которую все обижали и перед которой все теперь должны каяться, этот бессмысленный документ не спасет.
Между тем эта мифология в последние годы трещит по швам под ударами исторических фактов, которые невозможно опровергнуть — только запретить о них говорить.
Как, например, разрабатываемый законопроект соотносится с самым крупным актом Холокоста в Литве — Каунасским погромом евреев, который произошел до прихода нацистов, был проведен исключительно силами литовского населения, а вожаков погромщиков сегодня признает своими национальными героями Литовское государство?
Каунасский погром случился после 22 июня 1941 года, то есть в те несколько дней после отступления Красной Армии, когда «советская оккупация» уже закончилась, а немецкая еще не началась. Тут ответственность на других не переложишь и литовцев в невинные жертвы не запишешь.
С непричастностью Литовского государства тоже возникают вопросы. Истребления евреев организовал «Фронт литовских активистов», который, разумеется, считается в сегодняшней Литве «борцами за свободу». Лидера «Фронта» и главного вдохновителя погромов Юозаса Амброзавичюса в 2012 году перезахоронили в Вильнюсе с государственными почестями, а литовские правые много лет добиваются признания временного правительства Амброзавичюса легитимным правительством Литвы, и только страх перед реакцией Израиля не дает руководству страны на это решиться.
Как видим, Литва и ее население к Холокосту очень даже причем. И ведь Каунасский погром — это только один сюжет, а есть и другие. Как быть с тем, что в оккупированной нацистами Дании почти все местные евреи были спасены, а в оккупированной нацистами Литве 90% евреев были убиты? Что делать с раз за разом всплывающими доказательствами участия в геноциде евреев литовских «героев» — боевиков из движения «лесных братьев»?
В последнем случае литовские власти нашли выход в огульном переписывании истории. Чего стоит недавнее откровение фабрики исторических фальсификаций, Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы, что палач Йонас Норейка, заклейменный как убийца евреев еврейскими организациями, собственной внучкой и главой МИД самой Литвы, на самом деле был праведником мира, который спасал евреев от мирной смерти, направляя их… в нацистские гетто — на верную смерть!
Проблема литовских фальсификаторов в том, что в условиях свободного общества со свободой распространения информации их моментально выводят на чистую воду и бьют по рукам.
Выход? Отказаться в Литве от свободного общества и ввести уголовную ответственность за разговоры об участии населения страны в Холокосте.
Собственно, прецедент уже создан. Речь, конечно, о запрете отрицания «фактов советской агрессии», по которому можно сесть в тюрьму на несколько лет за разговоры, что в гибели людей у Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года виноваты не советские военные, а Витаутас Ландсбергис и другие лидеры сепаратистов.
Демократия, свобода высказываний, права человека и прочие свободные речи отодвигаются в сторону, когда стоит задача скрыть от страны информацию, что Литву после распада СССР возглавили подлецы и убийцы, которые стреляли по своим сторонникам, чтобы создать себе образ жертвы, обеспечить кроваво-яркую картинку и обеспечить тем самым поддержку на Западе.
В случае с Холокостом признание Амброзавичюса или Норейки организаторами геноцида еврейского населения вроде бы ничем не угрожает власти и свободе «отцов нации», но, похоже, повадился кувшин по воду ходить. У литовской «элиты» включается советское бессознательное. Чего тут мудрить? Взять все и запретить! С 13 января помогло, и тут поможет.
Однако последствия переписывания истории Холокоста для Вильнюса будут куда трагичнее последствий запрета отрицания «преступлений оккупационных режимов».
Литву ждут грандиозный скандал, удар по международному имиджу Литвы и конфликт с союзниками по НАТО, которые готовы простить восточноевропейским неофитам любое переписывание истории, но только не отказ признавать свое участие в Холокосте.
Это доказывает пример Польши, на которую за поправки к Закону об Институте национальной памяти (названные прессой Законом о Холокосте) набросилось все международное сообщество во главе с Израилем и США. Этот закон вводил уголовную ответственность за утверждения о причастности поляков к преступлениям нацистов на оккупированной территории Польши.
Варшаву за Закон о Холокосте осудили буквально все: Брюссель, Вашингтон, Берлин, Тель-Авив. Возникла угроза для польско-американских отношений: Дональд Трамп отказывался от встреч с польским коллегой Анджеем Дудой из-за действия скандального законопроекта.
В итоге Польша была вынуждена пойти на национальное унижение и пересмотрела поправки к Закону об Институте национальной памяти. Уголовное наказание за утверждения об участии поляков в геноциде евреев было отменено, с вмешательством иностранных держав во внутренние дела страны пришлось примириться.
Такое же международное унижение ждет и Литву, если она решится сажать в тюрьму за утверждения об ответственности литовцев за Холокост.
Одного польского опыта другим было бы достаточно, чтобы этого не делать. Но умный учится на чужих ошибках, а власти Литвы… власти Литвы вообще ничему не учатся.