В бюджете Латвийской республики 2016 года зарезервированы деньги на сплочение общества и развитие демократии. Несмотря на полное фиаско политики интеграции, что неоднократно признавали и ее архитекторы, имитация деятельности в этом направлении продолжается. Проблема, однако, кроется вовсе не в слабой эффективности принимаемых программ и концепций, а в самом проекте Латвии как «государстве латышей». Поэтому любые вливания бюджетных средств в ее решение будут являться абсолютно бессмысленными.
Латвийский законотворец сумел отыскать деньги для третьего сектора. В бюджете следующего года, после мероприятий по его консолидации, нашлось 400 тыс. евро для поддержки НКО, деятельность которых направлена на интеграцию общества и развитие демократии. Деньги уже заложены в казну Минкульта. Оттуда они перейдут Фонду общественной интеграции, который и будет заниматься распределением средств.
На что потратить консолидированные 400 тыс., пока не решено. Ответственным лицам еще предстоит собрать рабочую группу, которая будет решать, какие проекты поддерживать, а каким отказать в финансировании. Приоритетные направления, однако, уже прописаны в новой концепции «О создании фонда для общественных организаций, финансируемых государством». Так, будут поддержаны те НКО, деятельность которых направлена на укрепление сотрудничества между третьим сектором и государством, на усиление «правильных» НКО, а также на качественное соучастие НКО в процессе принятия государственных решений. Первые конкурсы на получение грантов начнутся уже весной будущего года.
Интересно, что новый фонд не является отдельной структурой, а представляет из себя исключительно строку в бюджете. Администратором этой бюджетной позиции объявлен уже упомянутый Фонд интеграции общества (ФИО).
ФИО был основан в 2001 году. Как видно из названия, основной заявленной целью Фонда является сплочение жителей Латвии и построение консолидированного общества, что на языке политбомонда частенько называется созданием «политической нации».
Фонд ежегодно вручает призы и денежные премии за «единение общества».
В этом году бюджет ФИО составил рекордные 10 млн евро. Деньги пошли на поддержку таких проектов, как Центр национальной интеграции
Беглый взгляд на перечень поддержанных Фондом программ и проектов дает понять, что проблема двухобщинности латвийского общества не является приоритетной для правящей верхушки. Единственным инструментом для сглаживания противоречий между русскоязычным и латышским населением чиновники правительства и, в частности, Минкульта по-прежнему видят в малоэффективных курсах латышского языка.
О том, что интеграция латвийского общества потерпела фиаско, говорилось неоднократно. Уровень владения нацменьшинств латышским языком, а также межкультурный диалог законсервировались на уровне предыдущих лет.
«Чтобы диалог стал активнее, прогрессивнее и насыщеннее, латышам следует быть более открытыми с другими национальностями», — заявила научный сотрудник Балтийского института социальных наук Эвия Кляве на конференции «Роль национальных меньшинств в развитии государства в мультикультурном пространстве», организованной Союзом белорусов Латвии в мае этого года.
Основной причиной провала интеграции, конечно, является вовсе не закрытость латышей и нежелание вступать в диалог с другими национальностями. Раскол между двумя общинами заложен в самом проекте создания латвийского государства как «государства латышей
Казалось, что со временем национальные элиты должны осознать бесперспективность такого пути развития и начать предпринимать шаги по преодолению общественного раскола. Однако идея «Латвии для латышей», напротив, принимает институциональное оформление.
О какой интеграции общества можно говорить, если в новой Преамбуле к конституции ЛР вводится понятие «государственная нация», которой считается вовсе не «латвийский народ», а «латышская нация»?
Наиболее емко «успехи» общественной интеграции характеризует тот факт, что среди неграждан гражданство соседней республики пользуется гораздо большим спросом, нежели латвийское. В последние пять лет число лиц, выбирающих российское гражданство, значительно превышает количество натурализовавшихся.
Таким образом, ни принятие концепции «О создании фонда для общественных организаций, финансируемых государством», ни найденные в бюджете 400 тыс. евро не смогут привнести никакого позитивного влияния в процесс интеграции латвийского общества. Откровенно говоря, никто этого и не ждет.
Еще в 2008 году — с закрытием «Секретариата по делам интеграции» — на любых позитивных сдвигах в вопросе сплочения общества был поставлен крест. Национальные общества попросту перестали получать государственное финансирование и превратились в объект для ассимиляции.
Однако основным в вопросе общественного примирения остается вовсе не денежный, а политический компонент.
Пока латвийские «нациястроители» не поймут, что без ликвидации института массового безгражданства и компромиссного решения языкового вопроса реальный двусторонний диалог невозможен, все комиссии по интеграции будут не более, чем имитацией деятельности и конторами по неэффективному расходованию бюджетных средств.