Политика Политика

Вернут ли Зеленский и Коломойский авиаперелеты между Украиной и Россией?

За четыре года после того как правительство Арсения Яценюка разорвало прямое авиасообщение между Украиной и Россией, а также остановило авиационный транзит между странами, гражданская авиация Украины пришла в упадок. Запрет привел к взаимным убыткам и усложнил жизнь пассажирам, перемещающимся между Украиной и Россией. В обеих странах существуют заинтересованные стороны, выступающие за восстановление прямого авиасообщения и снятие транзитных ограничений, однако политика продолжает довлеть над экономикой. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался в ситуации и оценил возможность восстановления авиасообщения между странами.

На Украине о развитии авиационной отрасли вспоминают в последнюю очередь, хотя она наименее коррумпирована по сравнению с прочими транспортными отраслями, а авиационные перевозки считаются наиболее безопасными.

По-прежнему функционирует автомобильное и железнодорожное сообщение между Украиной и Россией, притом наиболее прибыльными остаются поезда «Укрзализныци» в Москву.

После 2015 года отсутствие прямого авиасообщения между Украиной и Россией привело лишь к тому, что на транзитных рейсах начали зарабатывать белорусские, латвийские, молдавские, турецкие и польские авиаперевозчики.

Кроме того, заблокированное для Украины российское авианаправление не позволяет в полной мере реализовать транзитный потенциал страны, превратить украинские аэропорты в полноценные транзитные авиационные хабы между Европой и Азией.

Несмотря на то что в последние годы авиаотрасль Украины активно осваивают лоукостеры (в авангарде процесса ирландская авиакомпания Ryanair и венгерская Wizz Air), количество рейсов в небе Украины существенно уступает, например, показателям Беларуси, что подтверждается данными веб-сервиса Flightradar24.

Неудобства испытывают украинские граждане, которые направля ются не только в Россию, но также в страны Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Продолжительность рейсов из-за необходимости пересадки либо облета территории России увеличивается, цена билетов возрастает.

Вместе с тем увеличиваются операционные затраты авиационных перевозчиков: так, затраты крупнейшего авиаперевозчика Украины —компании «Международные авиалинии Украины» (МАУ) — на один рейс из Киева до Пекина из-за облета территории России стали больше на 15 тысяч долларов, на рейс до Астаны (ныне Нур-Султан) — на 10 тысяч долларов.

В октябре 2019 года руководство «Международных авиалиний Украины» приняло решение с середины ноября сократить и закрыть часть рейсов.

Из-за отрицательной рентабельности, спровоцированной необходимостью облетать территорию России, под оптимизацию попадут, например, рейсы в Пекин и Бангкок.

Сообщается, что подобные изменения будут действовать «вплоть до выработки правительством Украины эффективного решения по созданию равных конкурентных условий для украинских и иностранных перевозчиков при выполнении рейсов с облетом территории Российской Федерации».

Помимо этого, в МАУ считают необходимым убрать акцизы на авиатопливо для перевозчиков, выполняющих рейсы из аэропортов Украины, ссылаясь на соответствующий европейский опыт.

В апреле нынешнего года Росавиация (Федеральное агентство воздушного транспорта) предлагала Киеву провести переговоры о восстановлении прямого авиасообщения. Тогда у власти еще находился Петр Порошенко, а Министерством инфраструктуры заведовал Владимир Омелян, по словам которого, восстановление авиасообщения с Россией возможно лишь «только после возвращения Крыма, востока Украины, Кубани и других украинских территорий, которые были захвачены Россией в свое время».

Переговоры с командой Порошенко не состоялись, что было абсолютно прогнозируемо. Но российская сторона не исключала возможность налаживания диалога уже с новой властью Украины.

В начале осени ряд политических Telegram-каналов опубликовал информацию о том, что авиасообщение между Украиной и Россией может быть восстановлено весной 2020 года, если в переговорном процессе по Донбассу будет наблюдаться прогресс. В то же время новый министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий опровергает возможность возобновления авиасообщения.

«Пока эта страна остается агрессором, мы в состоянии войны и не хочется повторений МН17. Это просто опасно для украинцев. Мне кажется, надо иметь какой-то суицидальный настрой, чтобы предложить восстановление этого авиасообщения», — заявляет министр инфраструктуры.

Впрочем, 32-летний Криклий, считающийся ставленником главы МВД Авакова, не обладает достаточным весом в системе украинской власти, чтобы принимать решения подобного уровня. На сегодняшний день вопрос о возвращении авиасообщения между Россией и Украиной находится в компетенции президента Владимира Зеленского, а значит и олигарха Игоря Коломойского, крупнейшего акционера авиакомпании МАУ.

Примечательно, что Коломойский осенью этого года начал импортировать электроэнергию из России для своих промышленных предприятий по ценам ниже внутриукраинских.

Так что олигарху не отказать в наличии экономического прагматизма, потому обнулять вероятность восстановления авиасообщения с Россией было бы несколько преждевременно.

Хотя более вероятно, что в ходе бюджетного процесса в Верховной Раде Коломойский попробует через своих лоббистов добиться предоставления МАУ различных льгот и преференций для покрытия убытков, которые несет компания из-за заблокированного российского направления.

А вопрос возобновления авиасообщений с восточным соседом будет отложен до лучших времен.

Читайте также
5 ноября 2019
Популярность президента Украины Владимира Зеленского и его партии падает. Последние соцопросы фиксируют снижение рейтинга Зеленского с 73% до 66%. В перспективе команда украинского президента рискует повторить судьбу латвийской партии «Согласие» и бывшего мэра Риги Нила Ушакова.
31 октября 2019
Пресс-служба президента Украины Владимира Зеленского опубликовала на его официальном сайте фотоотчет со встречи главы государства с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом.
3 ноября 2019
В российском МИД позитивно оценили начало разведения войск в районе Золотого. Очевидно, уже в скором времени Киев, Москва, Берлин и Париж договорятся о встрече лидеров «нормандской четверки».
4 ноября 2019
Производство мебели в советской Латвии было налажено на высоком уровне. Расцвету мебельной промышленности в союзные годы содействовали крепкие экономические связи с республиками СССР и социалистическими государствами, которые были разорваны после распада СССР.