6 августа Анджей Дуда, победивший во втором туре президентских выборов Бронислава Коморовского, официально вступил в должность главы государства. Безусловно, внимание сторонних наблюдателей на данный момент приковано в первую очередь к внешнеполитическому видению нового президента, так как за время предвыборной кампании так и не удалось разгадать ключевого посыла “дипломата” Дуды. Однако в последние дни новый президент Польши, наконец, раскрыл основной концепт своей иностранной политики.
За несколько дней до инаугурации президента любое заявление А.Дуды, касающееся сферы внешней политики, сотрясало медиа-пространство Польши. Текущие кризисные условия, сложившиеся в регионе Центрально-Восточной Европы, безусловно, возвели вопросы внешней политики в ранг первоочередных. Дуда как политический ученик Леха Качиньского, президентура которого запомнилась, кроме всего прочего, попыткой актуализации так называемого ягеллонского внешнеполитического курса (польского влияния на восточном направлении – Литва, Беларусь, Украина), вызывает отдельный и неподдельный интерес.
Однако ещё в ходе предвыборной кампании А.Дуда показал крайне осторожный подход к проблематике иностранной политики Польши, и в частности русско-польских отношений, старался обходить острые вопросы. Связано это было прежде всего с попыткой Дуды откреститься от клейма партии «Право и справедливость», выдвинувшей его в кандидаты на пост президента страны. За годы политической деятельности «Право и справедливость» давно закрепила за собой лозунг-маркер «с Россией нужно говорить твердо» и статус внешнеполитических “авантюристов” на европейской сцене. Из-за чего пазл внешнеполитических устремлений будущего президента в единую картину тогда совершенно не складывался.
После победы на выборах Дуда, безусловно, стал несколько смелее заявлять о своих взглядах на иностранную политику. Первым и достаточно показательным внешнеполитическим жестом Дуды стал отказ от встречи с президентом Украины Петром Порошенко в мае текущего года. Официальным поводом для отказа стала занятость только что избранного президента Дуды, однако должное впечатление этот жест на украинскую сторону произвел, так как медиа-пространство Украины по данному поводу негодующе не утихало в течение нескольких дней.
Конечно же, этот жест был замечен и в Польше. Однако он ни в коей мере не пролил свет на будущий внешнеполитический курс новоиспеченного президента, а лишь добавил вопросов, поскольку ранее «Право и справедливость» наиболее активно из всех польских партий высказывалась в поддержку Майдана, европеизации Украины и далее по списку, а сам Анджей Дуда ещё в качестве европарламентария представлял в Брюсселе позицию партии по данным пунктам.
На днях же Дуда, находясь под “натиском” вопросов о сфере внешней политики, несколько прояснил столповые идеи своего видения. Так, он заявил, что дипломатия не любит революций, и он это прекрасно понимает, однако в некоторых аспектах иностранная политика Варшавы требует «усиления и некоторых корректив». В первую очередь, по уточнению самого Дуды, речь идет об актуализации внешнеполитической активности Польши в регионе Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ).
А.Дуда, очевидно, будет стараться реанимировать внешнеполитическое видение Л.Качиньского, поскольку имеет сентиментальную привязанность к своему политическому учителю и, соответственно, ко всем его фундаментальным устремлениям.
Как пообещал Дуда, в первые сто дней он проведет наиболее «существенные встречи в регионе Центрально-Восточной Европы и в ЕС». Примечательно, что новый президент Польши достаточно редко по существу высказывается конкретно об Украине и польско-украинских отношениях. Однако на днях Дуда в свете объявления об актуализации активности Польши в регионе ЦВЕ подчеркнул, что мирные переговоры по украинскому кризису не должны обходиться без Польши и что, с его точки зрения, переговорный процесс должен быть устремлен также в русло «восстановления старых границ (границ Украины – прим. RuBaltic.Ru), потому что они были гарантией европейского порядка».
Одной из важнейших концептуальных линий, которые начинает очерчивать Дуда, стоит также выделить декларируемую им приверженность к развитию сотрудничества в регионе от Балтики до Адриатического и Черного морей. Медиумом развития сотрудничества в данном регионе, безусловно, должна стать Польша. Стоит заметить, что данная идея не нова, можно даже сказать, что стара как мир, так как различные подходы к созданию блока «от моря до моря», объединяющего данные регионы, и к роли Польши в этом процессе высказывались и Юзефом Пилсудским (предлагавшим проект конфедеративного государства, включающего Польшу, Украину, Беларусь, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, Венгрию, Румынию, Югославию, Чехословакию, а также Финляндию), и были в геополитической концепции Гедройца-Мирошевского, и предлагались президентом Лехом Качиньским. Несмотря на различия подходов и взглядов, общий концепт заключался в исключительной роли Польши в создании проекта «Междуморье».
Насколько Дуда будет активен при реализации данной идеи и в каких масштабах он мыслит «Междуморье», сказать на текущий момент сложно, однако незамеченным факт обращения нового президента к консервативным внешнеполитическим доктринам Польши оставить нельзя.
Во время оглашения своего инаугурационного послания Сейму Дуда, безусловно, также не мог обойти стороной вопросы иностранной политики Варшавы. Однако несмотря на предыдущие высказывания в прессе, ни о планах “возрождения” внешнеполитических идей Леха Качиньского, ни о поддержке тесного сотрудничества в “Балто-Черноморском регионе” новый президент не проронил ни слова, сделав акцент в послании на том, что «международная политика – это, прежде всего, хорошие отношения с соседями» и что он как президент будет являться гарантом активности Польши во внешней сфере. И конечно же, по традиции Дуда не мог не напомнить о необходимости увеличения присутствия НАТО в ЦВЕ.
Заметно, что А.Дуда занимает выжидательную позицию, не очень много говорит об Украине, старается не касаться вопросов будущего польско-российских отношений, лишь периодически заявляя, что «Польша не хочет иметь плохих отношений с любым соседом, и никогда целенаправленно не будет к таковым стремиться».
Однако необходимо учитывать и тот факт, что осенью Польшу ждут парламентские выборы, победу на которых — по крайней мере, на текущий момент — многочисленные соцопросы пророчат оппозиционной «Право и справедливость» партии, “сделавшей” Дуду президентом, и любое неудачно сказанное им слово, касающееся международной сферы, может стоить ей политических очков. Можно сказать, что Дуда, уже победив на выборах, все еще принимает участие в предвыборной кампании и, скорее всего, будет продолжать осторожничать, а свое “настоящее лицо”, в том числе и в сфере внешней политики, покажет после формирования нового правительства Польши.
Так или иначе, независимо от масштабов взглядов Дуды на сферу международных отношений и роли Польши в них по Конституции, он как глава государства не обладает всем спектром полномочий для реализации внешней политики, в сферу его компетенции не входит и формирование внешнеполитической стратегии. Генеральный актор внешней политики Польши – это правительство страны, новый состав которого станет известен после парламентских выборов осенью текущего года. И совершенно очевидно, что если «Право и справедливость» по итогам выборов сформирует бескоалиционное правительство, то Дуда обретет возможность всеобъемлющей реализации своего внешнеполитического видения (безусловно, если оно не вступит в противоречие с линией партии). Посему то, как на самом деле дипломат Дуда будет воплощать стремление к активности в регионе Центрально-Восточной Европы и “возрождение” идеи «Междуморья», можно будет увидеть чуть позже.