Россия отказалась от щедрого предложения президента США Дональда Трампа вернуться в «большую семерку». В 2014 году исключение России из G-7 считалось едва ли не самой жесткой санкционной мерой против Москвы. Спустя шесть лет Москва сама не хочет ввязываться в диалог с Америкой, потому что образ США как великой державы меркнет с каждым днем.
В конце мая Дональд Трамп объявил о переносе саммита «большой семерки» на осень из-за пандемии коронавируса. Более того, Трамп заявил, что желает провести саммит в расширенном формате, потому что нынешняя «семерка» не отражает реальной расстановки сил в мире. Входящие в нее страны Запада своими коллективными соглашениями давно уже не могут определять ход дел в мировой политике.
Поэтому в личный гольф-клуб Трампа Trump Doral в Майами, куда американский лидер решил привести коллег, должны были быть приглашены также главы России, Южной Кореи, Индии и Австралии.
Американские союзники восприняли эту инициативу как очередную эпатажную выходку Трампа, которая подрывает «либеральный мировой порядок, основанный на правилах».
Возмутило их в первую очередь приглашение России, которую исключили из «семерки» за «аннексию Крыма».
И что теперь, Путин, не «изменив своего поведения», не вернув Крым, не покаявшись и по-прежнему считая вопрос вхождения полуострова в состав России закрытым, снова войдет в самый элитный клуб мира?
Против приглашения российского президента в Майами выступил Евросоюз. Вежливое непонимание дипломатии американских союзников высказали в Берлине.
Однако Вашингтону на мнение союзников, как обычно, плевать. «Нам необходимо разговаривать с россиянами. Президент решает, хочет он их приглашать на саммиты или нет. Это его решение. Я, безусловно, оставляю это ему. Но я действительно считаю абсолютно важным, чтобы мы чаще взаимодействовали с россиянами», — заявил госсекретарь США Майк Помпео о приглашении Путина на G-7.
Точки над i в итоге расставила сама Россия.
В Москве заявили, что «семерка» — отмирающий формат международных отношений, и Россия не ведет никаких дискуссий о возобновлении участия в этом уже не элитном клубе.
Замглавы российского МИД Сергей Рябков опроверг этими словами заявление посла США в России Джона Салливана о том, что Вашингтон и Москва обсуждают возможное присутствие Владимира Путина на американском саммите «семерки». «Мне кажется, посол Салливан просто ошибся. <...> Никаких обсуждений такого рода мы не вели и не ведем», — сказал Рябков.
Из того же ответа российского дипломата понятно, что для Москвы не являются секретом подлинные причины русофилии Дональда Трампа. Южная Корея, Австралия, Индия — это явно не та структура расширенной версии «семерки», которая отображала бы новое соотношение сил в мире.
Взаимодействие с этими странами и Россией нужно США для «сдерживания» Китая, чтобы каждый потенциальный союзник Поднебесной работал в своей части земного шара на ограничение китайского и сохранение американского влияния.
Именно по этой причине Китай на расширенную версию «семерки» не приглашается. Именно поэтому Трамп анонсировал обсуждение усиления могущества Пекина как главную тему переговоров с западными союзниками, Индией, Россией и странами Тихого океана. Именно поэтому Путин участвовать в этих переговорах не хочет.
«Так называемая расширенная семерка как идея ущербна <...>. Без Китая обсуждать те или иные вопросы в современном мире просто невозможно», — заявил замглавы МИД России Рябков.
То есть Россия отвергла возможность сближения с Америкой, когда та сама позвала, и отказалась от возвращения в клуб, исключение из которого в 2014 году считалось едва ли не самой жесткой мерой санкционной политики.
Так ли уж это удивительно? Еще несколько месяцев назад это было бы уже не сенсационно, но еще смело. Теперь же… Обратимся к событиям последних дней и недель.
В США началась вторая волна пандемии коронавируса. В день регистрируется более 50 тысяч новых случаев, хотя в мае статистику вроде бы удалось сбить до 25 тысяч. И без того неоспоримое мировое лидерство Америки по коронавирусу еще упрочено: количество заразившихся приближается к 3 миллионам, число умерших превысило 30 тысяч.
Экономический кризис в США не уступает по размаху санитарно-эпидемиологическому. Согласно последней статистике, без работы сидит каждый седьмой американец. Показатель в 13,3% трудоспособного населения является одним из самых высоких показателей безработицы в мире.
Во внутренней политике наблюдатели говорят о постепенном переходе «холодной гражданской войны» в США в «горячую». Погромщики за день сносят 2–3 памятника деятелям великого американского прошлого. Белые встают на колени перед черными и моют им ноги.
Полицию в одних штатах сокращают, в других вовсе расформировывают. Вопреки экономическому кризису в США растут продажи оружия. Дональд Трамп называет оппонентов внутренними террористами, левые провозгласили всех «трампистов» расистами и фашистами.
Все чаще раздается мнение, что с ноябрьскими президентскими выборами в Америке все не закончится, а, наоборот, по-настоящему начнется.
В этих условиях против американцев начинают играть даже страны, в которых расквартированы американские войска. Япония отказалась от размещения американской системы ПРО на своей территории. Германия использовала свои возможности в Гаагском трибунале, чтобы сорвать соглашение Сербии и Косово при посредничестве Вашингтона.
Американские союзники ведут себя закономерно.
Соединенные Штаты — падающая сверхдержава, и приметы ее падения с каждой неделей становятся все заметнее.
Для России вступать в какие-то коалиции с рушащейся империей просто нелепо. Тем более если коалиция направлена против растущей сверхдержавы — Китая, отношения с которым у Москвы в последние годы развиваются практически идеально.
Только безнадежно отставший от жизни лимитроф уровня Латвии или Литвы может польститься сегодня на «стеклянные бусы» в виде официального звания союзника США или членства в «большой семерке». К чести для России, она в себе эту провинциальность преодолела.