Славянского братства не вышло: Украина присоединилась к санкциям против Беларуси
Валерий Иванчик
Совет ЕС распространил пресс-релиз
Отношения Украины с Беларусью во времена Петра Порошенко характеризовались как «вооруженный нейтралитет». Несмотря на встречи президентов, позитивную динамику взаимных торговых отношений, роль Минска как «донора безопасности» в урегулировании конфликта в Донбассе, между Беларусью и Украиной сохранялось определенное недоверие.
Белорусские власти высказывали недовольство тем, что с территории Украины в республику шли контрабандные вооружения и боеприпасы, а отдельные украинские политики и дипломаты задались целью «демократизировать» Беларусь, то есть вбить клин между Минском и Москвой.
При Владимире Зеленском потеряли актуальность накопленные при Порошенко проблемы в межгосударственных отношениях, а между лидерами государств установились неплохие личные контакты.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на саммите лидеров стран СНГ в октябре 2019 года даже призывал поддержать власть Зеленского. Напомним, тогда в Киеве и ряде других городов Украины начинались акции «против капитуляции», вызванные недовольством «патриотической общественности» подписанием «формулы Штайнмайера» в рамках Трехсторонней контактной группы в Минске. Белорусский лидер отмечал, что в случае свержения Зеленского нужно «понимать, кто после этого придет к власти на Украине», имея в виду недружественные для официального Минска политические силы.
С конца 2019-го — начала 2020 года по причине российско-белорусских нефтяных споров между Киевом и Минском шли переговоры относительно транзита нефти через территорию Украины для белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Притом переговоры успешные: через порты Черного моря и ветки нефтепроводов Украины на территорию Беларуси пошла азербайджанская нефть.
Для портовой и нефтепроводной инфраструктуры Украины, пребывающей в кризисе последние несколько лет из-за падения объемов транзита, это выгодные контракты.
Тем более неожиданным стало решение о присоединении Киева к санкциям Евросоюза против Беларуси, включающим запрет на поставки оружия и оборудования, которые могут использоваться против оппозиционных сил Беларуси, а также запрет на въезд нескольких белорусских чиновников и заморозку их активов на территории Украины.
Данные ограничения для Беларуси являются абсолютно нечувствительными, да и в целом республика более чем за два десятилетия адаптировалась к куда более жесткому санкционному режиму. Но решение Украины присоединиться к ограничительным мерам стало весьма показательным.
Примечательно, что Киев ранее не следовал в фарватере западной санкционной политики в отношении Беларуси. И давление по этой линии на украинские власти не осуществлялось.
Характерно также, что к санкциям против официального Минска не присоединились Грузия и Молдова, которые, как и Украина, имеют подписанное Соглашение об ассоциации с Евросоюзом.
Символическое участие Киева в санкционном режиме против Беларуси можно объяснить желанием выслужиться отдельных сотрудников Министерства иностранных дел, где руководящие кресла продолжают занимать кадры времен Порошенко.
В частности, главой МИД Украины является убежденный евроатлантист Дмитрий Кулеба, который в эпоху Порошенко запомнился тем, что боролся против возврата полномочий российской делегации в ПАСЕ. Предшественником Кулебы в течение шести месяцев был Вадим Пристайко (ныне вице-премьер по европейской и евроатлантической интеграции), который заместил Павла Климкина, возглавлявшего МИД в 2014–2019 годах и резавшего по живому межгосударственные связи с Россией.
Самодеятельность дипломатического корпуса и его желание улавливать малейшие пожелания западных партнеров без критического осмысления могут дорого обойтись украинской экономике.
Под вопросом могут оказаться продление выгодных контрактов на транзит нефти, реализация совместных инфраструктурных проектов. На повестке дня может встать вопрос о введении эмбарго на импорт в Беларусь отдельных видов украинской продукции.
Подобного рода решения ослабляют переговорную позицию Украины в диалоге с Беларусью по целому комплексу актуальных двусторонних вопросов и увеличивают недоверие Минска к официальному Киеву.
Отныне белорусские политики будут более осторожны в вопросах взаимодействия с Украиной, зная, что определенные украинские дипломаты в любой момент готовы поставить им подножку.
Фактически украинские дипломаты преподали очередной урок того, как делать не нужно. Персональные амбиции и карьерные стремления дипкорпуса Украины, поставленные выше государственных интересов, уже не первый раз приводят к негативным для национальной экономики последствиям.