Противники «Северного потока — 2» лишились последнего аргумента против этого международного энергетического проекта. Юридическая служба Совета ЕС передала Еврокомиссии свое отрицательное заключение о проекте поправок в Газовую директиву, осложняющих строительство трубопровода. Шансы на их ускоренное утверждение также ничтожно малы.
В ноябре 2017 года Еврокомиссия (ЕК) представила проект поправок в основополагающий документ энергетического законодательства Евросоюза — Газовую директиву (2009/73/EC). Предлагалось распространить нормы европейского законодательства в данной сфере на входящие из третьих стран в Европу газопроводы. В случае принятия поправок ЕК получила бы право требовать разделения функций поставщика и транзитера, а также допуска к «трубе» третьих сторон. Под удар мог попасть проект строительства газопровода «Северный поток — 2» мощностью 55 млрд куб. м в год, который будет проложен по дну Балтийского моря из России в Германию.
Поправки появились во многом благодаря усилиям Польши и Литвы, которые наиболее активно выступают против этого проекта, называя его «геополитическим, раскалывающим единство ЕС и увеличивающим энергетическую зависимость от России». Вердикт Юридической службы Совета ЕС существенно осложняет задачу этих стран по срыву его реализации.
Согласно заключению юристов, «Евросоюз не обладает юрисдикцией для распространения требований энергетического законодательства на трубопроводы, пересекающие исключительную экономическую зону государств — членов Союза».
В противном случае Газовая директива «будет прямо противоречить статьям 56 и 58 Конвенции ООН о морском праве». В документе также говорится о необоснованности распространения на «Северный поток — 2» положений Третьего энергетического пакета ЕС в части разделения функций поставщика и транзитера, а также гарантии доступа к «трубе» для третьих сторон.
На этом неприятности для Варшавы и Вильнюса не закончились. Надежды на ускоренное утверждение проекта поправок также не оправдались.
Юридическая служба пришла к заключению о необходимости, помимо анализа противоречий между законопроектом и практикой применения международного права, изучить и вопрос «ущемления предложенным ЕК законопроектом суверенных прав государств — членов ЕС».
Собственно, в позиции юристов нет ничего удивительного, так как она отражает общее отношение европейцев к данной теме. Большинство из 34 опубликованных ЕК отзывов содержат возражения против ускоренного утверждения проекта поправок. И лишь 12 их не содержат. В первую очередь готовность поддержать законопроект выразили представители польских компаний. В подавляющем большинстве отзывов в качестве обязательного условия дальнейшего обсуждения поправок называется целесообразность всестороннего изучения возможных последствий их утверждения.
Перспектива дальнейшего широкого юридического исследования, по всей видимости, сорвет ранее озвученные главой ЕК Жан-Клодом Юнкером сроки принятия поправок — конец 2018 года. Даже если поправки и будут в каком-то виде приняты, их дальнейшая судьба решится на голосовании в Европарламенте и Совете ЕС.
Сегодня текущий расклад сил в этих структурах в пользу «Северного потока — 2».
Что касается Европарламента, его внутриполитическая повестка всецело определяется заинтересованными в реализации этого проекта Германией и Францией. В свою очередь, для принятия решения в Совете ЕС понадобится квалифицированное большинство, которым будут считаться не менее 55% членов Совета ЕС, представляющих не менее 14 стран и не менее 65% населения ЕС. С учетом того, что количество голосов в Совете ЕС распределяется между странами пропорционально численности их населения, наибольший удельный вес имеют Германия (16,7%), Франция (12,8%), Великобритания (12,3%), Италия (11,9%), Испания (8,9%) и Польша (7,7%). Остальные страны — от 0,1% до 4,4%.
Если посмотреть на страны, являющиеся сторонниками проекта, которые через свои энергетические компании либо инвестируют в газопровод, либо обеспечивают его заказами на поставку газа или в которых базируются компании, получающие выручку от строительства газопровода, — это 51,3% от общего количества голосов. Проект поддерживают Германия (E.ON, BASF, Wintershall, Uniper), Нидерланды и Великобритания (Shell, Wasco Coatings Europe BV), Австрия (OMV), Франция (ENGIE), Чехия (NET4Gas), Финляндия (Fortum, Wasco), Швейцария (Allseas AG), Мальта (Pioneering Spirit) и Словакия.
В свою очередь, Италия, которая напрямую не участвует в реализации данного проекта, является одним из основных европейских потребителей «Газпрома» (по итогам 2016 года — 24,7 млрд куб. м газа, больше потребили лишь Германия и Турция).
С учетом возвращения в большую политику Сильвио Берлускони, чья правоцентристская коалиция выиграла внеочередные парламентские выборы в Италии в марте 2018 года, газовое сотрудничество Рима и Москвы имеет все шансы на расширение.
На этом фоне суммарный удельный вес противников проекта (Польша — 7,7%, Румыния — 4,4%, Литва — 0,7%, Латвия — 0,5% и Эстония — 0,3%) составляет 13,6%.
Таким образом, юридическая и процедурная составляющие данного вопроса явно не в пользу противников «Северного потока — 2».
И вряд ли начатая США против ЕС торговая война заставит европейские страны пересмотреть свою позицию по данному проекту.
Администрация Дональда Трампа под предлогом защиты национальных производителей ввела заградительные пошлины на поставку в Америку стали и алюминия. Такой «протекционизм» серьезно ударит по европейским и российским компаниям, чья доля заокеанского рынка сбыта достигает 20%. В Еврокомиссии действия американской администрации назвали «вопиющим вмешательством» и пообещали асимметричный ответ.
Еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем, комментируя ситуацию, заявила, что решение США по пошлинам на сталь из Евросоюза плохо скажется на трансатлантических отношениях. В свою очередь глава ЕК Жан-Клод Юнкер в ответ предложил обложить пошлиной импорт в Европу таких популярных американских товаров, как джинсы, виски и мотоциклы Harley-Davidson.
Всё это похоже на попытку США наказать европейцев за несговорчивость и неготовность поступиться собственными экономическими интересами во имя сохранения Америкой доминирующего положения в мире.
Единственный вариант, который остался у противников «Северного потока — 2», — это давление на Данию, через территориальные воды и исключительную экономическую зону которой планируется прокладка трубы (участок протяженностью 139 км), с целью вынудить ее к отказу от проекта. Что само по себе малоперспективно. Кто же в здравом уме на ровном месте лишит себя стабильного дохода за счет транзита голубого топлива…
Вместе с тем даже отрицательное решение Копенгагена проект не заблокирует. Трубопровод при необходимости пройдет в обход. Все необходимые расчеты на этот случай выполнены.Проект «Северный поток — 2» реализуется по графику. Его ввод в строй запланирован на конец 2019 года. В Литве, похоже, наконец-то осознали неизбежность его реализации: Литовская национальная энергетическая ассоциация в знак протеста вышла из состава европейской Eurogas из-за поддержки большинством ее членов российского газопровода. Теперь очередь за Польшей.