Россия — не враг, а сосед: президент Польши ошарашил Литву с Украиной
Алексей Ильяшевич
На прошедшем в Лондоне саммите НАТО президент Польши Анджей Дуда потряс мировую общественность, заявив, что РФ не является врагом Североатлантического альянса. Должно быть, больше всех удивились представители Украины и стран Балтии, которые на том же саммите НАТО наперебой кричали о «российской агрессии». Но если раньше Польша всецело поддерживала их выпады, то теперь заняла почти нейтральную позицию.
«Нет врага. Ни одного врага (у НАТО — прим. RuBaltic.Ru) сегодня нет. Врагом, вероятно, можно назвать негосударственные организации террористического характера», — заявил Дуда во время общения с журналистами. Россию же он назвал «нашим соседом, с которым мы не всегда соглашаемся и считаем некоторые ее действия недопустимыми».
Подобные заявления претендовали бы на сенсационность, если бы президент Польши не «приправил» их стандартным набором антироссийских штампов. В ходе дискуссии «Привлечение НАТО: оборона и сдерживание в новую эпоху» Дуда отметил, что угроза «очередного вторжения» со стороны России не миновала. И вообще, Североатлантический альянс не зря развертывает дополнительные войска на восточном фланге — после «российской агрессии» на Украине и в Грузии это имеет принципиальную важность.
Представителей украинской делегации эти слова должны были покоробить. Если Дуда не отрицает факт «агрессии», то почему отказывается называть Россию врагом?
Впрочем, причины «зрады» лежат на поверхности.
Формально Дуда прав: ни на одну из стран НАТО Россия не нападала. А «нападения» на Украину и Грузию — это всего лишь действия, которые Альянс считает неправильными и недопустимыми.
То есть даже Польша подтверждает справедливость простого тезиса: воевать с Россией из-за Украины никто не собирается. Даже если Путин дойдет до Днепра, Дуда и компания предпочтут окапываться на своих границах (разве что сместят их чуть восточнее Львова).
Особенно комично это выглядит на фоне выступления украинского министра иностранных дел Вадима Пристайко, которые позиционировал себя как представителя государства — члена НАТО. «Мы, нравится вам это или нет, защищаем ваш восточный фланг. При этом мы иногда слышим от представителей западных стран, в частности представителей НАТО: кто вас об этом просит?», — посетовал глава украинского МИД.
Если же верить Дуде (и он абсолютно прав), восточный фланг НАТО — это Польша и Прибалтика. И никаких боев с «агрессором» на этом участке не ведется.
Пристайко сделал сразу несколько нелепых заявлений, под которыми не могут подписаться даже поляки. По его мнению, НАТО упускает из виду усиление военного потенциала на Украине и в черноморском регионе, «задаривая» своим вниманием Польшу и Прибалтику. Когда же президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что не Россия, а терроризм является главной угрозой для Альянса, Пристайко обвинил Кремль в терроризме на государственном уровне.
Жалко, что никто не заикнулся об угрозе изменения климата. Тогда бы украинский министр мог рассказать о «климатическом оружии Путина»!
И все эти нравоучительные лекции лидерам западного мира читал представитель страны в непонятном статусе.
Даже переговоры Украины и НАТО заблокированы со стороны Венгрии, которая требует от Киева отсрочки имплементации языковой статьи об образовании. Но Пристайко не просто заявляется на саммит в Лондон — он еще и разъясняет, кто главный враг НАТО и на каких флангах нужно укреплять оборону.
С позицией Украины солидаризовался президент Литвы Гитанас Науседа.
В его выступлении Россия стала «угрозой мировому порядку».
С этим утверждением лидер прибалтийской республики призвал согласиться всех остальных участников саммита. Затем на встрече с президентом США он рассказал об «особом бремени» Литвы по обеспечению безопасности границ НАТО и ЕС.
Из общего русофобского хора выбивается один голос.
Почему-то только Анджей Дуда решил смягчить свою враждебную риторику.
С ним это бывало и раньше. К примеру, этим летом он назвал Россию «нашим великим соседом», с которым Польша хотела бы подружиться. Но тут же добавил, что у поляков перед русскими есть одно большое преимущество: «Я думаю, что у нас больше смелости, мы более храбрые и способны бороться до конца. Это то, что мы продемонстрировали во Второй мировой войне».
Упоминание о Второй мировой, в которой русский солдат сыграл, мягко говоря, не последнюю роль, прозвучало откровенно нелепо — президента раскритиковали даже на родине. Журналист Томаш Залевский в статье для газеты Polityka посетовал, что «Дуда не в первый раз говорит от себя, а не читает заготовленный текст, и это оборачивается проблемами».
Возможно, этим все и объясняется. Во время импровизации польский лидер называет Россию «великим соседом», а затем вспоминает, что по статусу ему не положено восхищаться этим «великим соседом». И дальше следует абсолютно хамское заявление о том, что русскому солдату все-таки не хватает храбрости. На саммите НАТО история в общих чертах повторилась: врагов нет, но угроза российского вторжения не ослабевает…
Но в глаза бросается и тот факт, что президент Польши, в отличие от товарищей из Прибалтики и Украины, повторяет тезисы лидеров ведущих держав Альянса.
Его отказ называть РФ врагом буквально под копирку списан с заявления Эммануэля Макрона: «Россия больше не враг. Она остается угрозой, но также является партнером по определенным темам. Наш враг сегодня — международный терроризм, особенно исламистский терроризм».
Ранее из «вашингтонского обкома» Дуда получал указание не ссориться со своим «великим соседом» (Трамп выражал надежду на то, что Польша придет к отличным отношениям с Россией). Наконец, перед вылетом в Лондон Реджеп Эрдоган назвал Москву одним их главных партнеров Анкары. Несмотря на серьезнейший конфликт в треугольнике США — Франция — Турция, лидеры всех трех стран настроены по отношению к России более чем благосклонно.
Не это ли повлияло на позицию Дуды?
В конце концов, во время многочисленных личных встреч хозяин Белого дома имел возможность объяснить ему, что пещерная русофобия нынче не в тренде — пора иначе расставлять акценты.
К сожалению, Зеленскому и Науседе это никто не разъяснил. От Украины Трамп вообще старается держаться подальше (тем более после недавнего скандала), а на Прибалтику просто не считает нужным тратить время.
Как показывает практика, переговоры с президентом Литвы — это уровень не президента США, а губернатора Пенсильвании…