Эстония не пустила в свои территориальные воды российское научно-исследовательское судно, причем выяснилось, что это не единственный такой случай за последнее время. В Латвии снесли памятник советским героям-подводникам. Литва требует себе всё больше танков для защиты от «русской угрозы», а западные «фабрики мысли» готовят почву для следующей волны милитаризации региона. Прибалтика выходит на новый виток обострения русофобии, потому что иного смысла в своем существовании так и не обнаружила.
Эстония не дала разрешения войти в свои территориальные воды российскому научно-исследовательскому судну «Академик Примаков». Комментируя запрет, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова рассказала, что за последние месяцы это уже не первый такой случай.
«В начале октября не был разрешен пролет через территорию Эстонии самолета с заместителем председателя правительства Российской Федерации на борту», — сообщила Захарова.
По каким причинам российские власти решили не доводить до сведения общественности тот инцидент? Видимо, хотели дать шанс робким проблескам улучшения в российско-эстонских отношениях, которые появились после поездки в Кремль президента Эстонии Керсти Кальюлайд и ответного приглашения президенту России Владимиру Путину посетить с визитом Эстонию.
В таком случае история с «Академиком Примаковым» и огласка истории с самолетом вице-премьера означают констатацию Москвой того факта, что никакого улучшения отношений нет и не будет.
Детали последнего скандала исчерпывающе это доказывают. Научно-исследовательское судно «Академик Примаков» дважды в этом году получало пропуск в территориальные воды в Эстонии. Больше того, Эстония на флагмане российского академического флота зарабатывала. «Академик Примаков» регулярно проходил плановый ремонт, закупался топливом и питанием для моряков в Прибалтийской республике.
Таллинская судоверфь Tallinn Shipyard выиграла тендер на обслуживание российского корабля, и эстонская прибыль от этого контракта исчислялась шестизначными числами. Во время весенней стоянки в Эстонии только за топливо для «Академика Примакова» российская сторона заплатила больше полутора миллионов долларов.
Почему же теперь Эстония не пустила в свои воды российский корабль? А потому. Не захотела и не пустила. Свободная страна. Имеет право пускать и не пускать кого хочет. «На этот раз ответили отказом, причем без объяснения причин», — говорит Мария Захарова.
То есть возможность сделать восточному соседу мелкую гадость для Эстонии оказалась дороже получаемой от сотрудничества с россиянами миллионной выгоды — о каких хороших отношениях с такой страной здесь может быть речь? Не выдержит такая страна хороших отношений, исчешется вся от зуда совершить пакость.
Для соседней Латвии понятия суверенитета и независимости, похоже, тоже сходятся к свободному праву совершать пакости. На днях в Риге снесли памятник советским героям-подводникам, который, по утверждению латвийской кадастровой службы, являлся «самовольно поставленной конструкцией, которую можно идентифицировать как памятный знак советским Вооруженным силам».
Позже латвийский МИД представил объяснения, почему демонтировали героев-подводников. Если коротко, причина та же, что с «Академиком Примаковым». Потому что можно. Памятник не подпадает под двусторонние договоры с Россией о защите воинских захоронений и мемориалов, юридически это вообще не памятник, поэтому ничто не препятствовало нашему желанию избавиться от «наследия оккупации».
За последние дни это уже второй подобный случай в Прибалтике. Ранее стало известно, что в Эстонии снесли памятник павшим воинам-красноармейцам на братской могиле в поселке Таэбла. На кладбище запустили бульдозер, и от захоронения практически ничего не осталось.
То есть война с памятниками и осквернение могил никуда не ушли из Прибалтики. Они по-прежнему с нами.
А это одна из тем, без закрытия которых хорошие отношения России со странами Балтии невозможны.
Такая же, как вытеснение русского языка «пещерными русофобами» (как выразился Владимир Путин), как прославление нацистских преступников, переписывание истории, требование компенсаций за «оккупацию», речи ненависти в адрес России на международных площадках, стягивание наступательных вооружений НАТО к российским границам.
Все эти явления в жизни Прибалтики сохраняются. Самая обсуждаемая тема последних недель — переброска американских танков в Литву. Для обороны от «российской агрессии», разумеется. Какое из танков оборонительное оружие и какая «российская агрессия» на белорусской границе, где их разместили, — это риторические вопросы. Всем понятно, что Литве просто нужен предлог для дальнейшей милитаризации.
Прибалтика выходит на новый виток обострения русофобии после нескольких месяцев разговоров об «оттепели» в отношениях с восточным соседом, которая закончилась, так и не начинавшись.
Никакого смысла в своем существовании, кроме противостояния России, Литва, Латвия и Эстония так и не обнаружили, поэтому начинают движение по старой заезженной колее. «Русская угроза», «больше НАТО», «компенсации за оккупацию» — вот это всё.
Примечательно, что сегодня у Прибалтики нет никакой благоприятной внешней конъюнктуры, которая стимулировала бы ее антироссийскую деятельность. Старшие западные товарищи либо вовсе целиком погружены во внутренние проблемы (Великобритания, ФРГ), либо пытаются идти на ситуативные сделки с Москвой в своих тактических целях (США, Франция). Укрепление «восточного фланга НАТО» при нынешней конъюнктуре не продается.
Но в том-то и дело, что страны Прибалтики, независимо от конъюнктуры, просто не могут остановиться. Они относятся к тем профессиональным русофобам, которые способны зарабатывать только на «сдерживании России». Дональд Трамп может строить длинные планы, как «поладить» с Путиным, оторвав Москву от Пекина, — какой-нибудь Джеймстаунский фонд в это время как ни в чем не бывало готовит почву для следующей волны милитаризации Прибалтики, клепая очередной доклад о «русской угрозе» «молодым демократиям» Эстонии, Латвии и Литвы.
Кстати, довольно глупо поэтому говорить о нормализации отношений России со странами Балтии.
Норма — это враждебность и конфронтация при попытках Прибалтики заработать на России всеми возможными способами.
Поэтому призывы к нормализации выглядят странно. Когда с берегов Балтийского моря раздается знакомый лай про «агрессивное имперское соседство» — это и есть прибалтийская норма.
Встречная российская норма — этот лай игнорировать. Не отвечать на него своим лаем и не рассчитывать в отношениях ни на какие «перезагрузки». Тогда всё и будет нормально.