Рейтинг президента Украины летит вниз, и пока непонятно, что может это падение остановить. В случае досрочных президентских выборов во второй тур вышли бы действующий глава государства и сопредседатель партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ) Юрий Бойко. В отличие от Владимира Зеленского и его партии «Слуга народа», популярность откровенно выступающей за сближение с Россией ОПЗЖ постоянно растет.
На выборах 2019 года выходу кандидата от ОПЗЖ во второй тур помешало предательство Евгения Мураева, который покинул лагерь оппозиционеров и якобы стал «самостоятельным». В итоге оба ставленника олигарха Рината Ахметова (второй — Александр Вилкул) хотя и провалились, но сумели выполнить поставленную задачу: отщипнуть голоса у Бойко, благодаря чему Петр Порошенко протиснулся во второй тур.
Зеленский, видимо, не осознал, что 73% избирателей голосовали не за него самого, а за его персонажа Василия Голобородько, а также против Петра Порошенко.
И это непонимание в совокупности с невыполнением предвыборных программных обещаний приводит к сегодняшнему обвалу его рейтинга.
За последний месяц этот показатель снизился еще на 5%.
По данным социологической группы «Рейтинг», если президентские выборы прошли на этой неделе, то Владимир Зеленский получил 25% всех избирателей или 35% тех, кто не определился, за кого голосовать.
Потерянные симпатии электората перетекли к оппозиционерам: за Юрия Бойко голоса отдали бы 15% и 20% соответственно. Главный кондитер Украины (Порошенко) пока еще держится в тройке лидеров (11% и 16%), что можно объяснить, видимо, лишь отсутствием харизматичных и распиаренных лидеров. Но это вопрос времени и/или обильного финансирования.
Еще более наглядно перераспределение настроений избирателей в партийном рейтинге демонстрируют результаты опроса социологической службы Центра Разумкова. Согласно исследованию, за правящих «слуг народа» проголосовала бы треть избирателей. Их преследователей — конкурентов из партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» готов поддержать каждый пятый украинец. «Европейская солидарность» Петра Порошенко могла получить 15,7% опрошенных, а «Батькивщина» Юлии Тимошенко — 8,5% респондентов (остальные политсилы не преодолевают 5%-й барьер).
Похоже, что мертворожденный проект Джорджа Сороса и Виктора Пинчука — партию «Голос» — можно окончательно отправить в политический мусоропровод вслед за трусливо дезертировавшим Святославом Вакарчуком.
Разочарование граждан президентом и «слугами народа» вполне объяснимо. Достаточно вспомнить пакет обещаний Зеленского перед выборами.
Главным пунктом значились установление мира и выполнение Минских соглашений. Однако мира в Донбассе как не было, так и нет, а переговоры в Минске зашли в тупик.
На этом фоне Виктор Медведчук инициировал межпарламентский диалог в «нормандском формате» и в составе делегации украинских оппозиционеров встречался с парламентариями Франции, Германии и России. Зеленский также обещал пересмотреть законы о языке и образовании, но и об этом забыто.
Главный оппозиционер накануне дня Конституции Украины напомнил главе государства, что нынешний Кабмин не соблюдает статью 10, гарантирующую свободное использование русского и других языков нацменьшинств страны.
И еще один пример: несмотря на наличие деда-орденоносца, воевавшего во время Великой Отечественной войны в рядах Красной армии, Зеленский фактически продолжил тактику Порошенко по игнорированию Дня Победы, отмечая вместо него непонятный «День памяти и примирения».
И поэтому 9 мая глава политсовета «ОПЗЖ» объявил о создании общественного движения «Национальный фронт в защиту исторической памяти».
Наконец, среди парламентских сил только партия Медведчука активно боролась против закона о продаже земли и даже заблокировала его принятие на несколько месяцев, на что горько жаловались даже глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия и «депутаты-слуги» помельче.
На этом фоне вновь напомнила о себе ветеран АТО Елена Самбул (более известная под прозвищем Маруся Зверобой). Она совершенно не утруждала себя подбиранием слов и эпитетов, поэтому приводим лишь цензурные ее публикации:
«Пока ты, зеленая сволочь, будешь издеваться над родными и детьми подозреваемых в убийстве журналиста Павла Шеремета, ты, …, и твоя баба …, и дети твои нах тут никому не упали! У…те в Израиль, пока вас, как царскую семью (ты же думаешь, что ты — царь) за ноги не подвесили за уничтожение украинского государства!»
На это оскорбление никак не отреагировали ни сам глава государства, ни его друг Иван Баканов (которого Зе назначил главой СБУ). Некоторые эксперты считают, что не стоит обращать внимания на угрозы госпожи Самбул, а другие уже привыкли ничему не удивляться.
Вот и политолог, доктор политических наук Игорь ПЕТРЕНКО полагает, что никаких угроз со стороны каких-либо сил ни президенту, ни его семье нет — это домыслы и фейки.
«Если же говорить о падении рейтинга Зеленского, то оно, безусловно, присутствует, но не является критичным для него. Так, если сравнивать апрельский рейтинг с показателями конца мая — начала июня, то падение рейтинга составило 5 процентных пунктов: с 42,6 до 37,6% (опросы КМИС).
Но конкурентов у Зеленского пока нет, ближайшие из них — Юрий Бойко и Петр Порошенко. Позиции Зеленского сегодня остаются сильными; кроме того, он единственный политик, который имеет равномерно высокий рейтинг во всех регионах Украины. В то время как у Порошенко и Бойко есть значительные перекосы в поддержке: у пятого президента высокий рейтинг на западе и в центре, но на востоке и юге он авторитетом не пользуется. У Бойко ситуация противоположная: у него высокий рейтинг на востоке и юге, а вот поддержка на западе и в центре значительно ниже», — отмечает Петренко.
Вряд ли кто-то всерьез воспринимает угрозы президенту от сторонников его оппозиции: в них столько же криминала, сколько политических перспектив у его оппонентов, это не более чем PR-технология уровня сжигания чучел на площадях, основная задача которой — уничтожать имидж противника и укрепить свой, солидарен с коллегой аналитик Александр ГАВРУТЕНКО.
«Но эффект этих технологий пока ровно противоположный, и общий уровень доверия к президенту остается очень высоким. Единственное слабое место, на которое в том числе и таким образом пытаются воздействовать оппоненты, — некий миф, что сам Зеленский не чувствует себя на своем месте и готов поддаться желанию уйти из политики. И пока такого внутреннего желания нет, он может сохранять за собой абсолютную и единоличную власть сколько угодно долго», — уверен эксперт.
По мнению политического эксперта Юлии ПИЛЕЦКОЙ, Зеленскому удастся удержаться так долго, как он того сам захочет. «Радикалы угрожают ему повешением только в случае попытки бегства из страны — это то, чего не простили Януковичу. Не убежал бы Виктор Федорович, и толерантные украинцы ему все простили бы [если бы он остался жив]. А пока Зе будет готов исполнять свои президентские обязанности, народ его будет терпеть, и он будет символически "страдать" вместе с народом», — резюмирует Пилецкая.