Правительство Франции планирует выделить Украине кредит в размере 64 миллионов евро на реализацию проекта по обеспечению питьевой водой Мариуполя. В пресс-службе Кабинета министров Украины уверяют, что проект направлен на улучшение качества жизни населения. В действительности создание альтернативных источников водоснабжения Мариуполя поможет Киеву «взять за горло» канал Северский Донец — Донбасс (СДД), который питает территории Донецкой народной республики (ДНР).
Год назад аналитический портал RuBaltic.Ru уже писал, что единая система водоснабжения — это одна из последних связующих нитей между Украиной и отколовшейся от нее частью Донбасса. При всем желании оборвать ее непросто.
Дело в том, что по каналу СДД, который берет начало на севере области, вода подается в Донецк, а дальше по Южнодонбасскому водопроводу следует в Мариуполь. Попытка «осушить» ДНР приведет к тому, что без воды останется и население подконтрольного Киеву района.
До недавнего времени стороны конфликта мирились с тем, что водопровод у них общий. Коммунальное предприятие «Компания "Вода Донбасса"» продолжало оказывать услуги водоснабжения в Донецкой республике, работая в украинском правовом поле.
Но на днях министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР Сергей Наумец заявил о намерении перевести объекты водоснабжения и водоотведения предприятия под контроль государства. Не связано ли это с готовностью Киева спроектировать новую систему водоснабжения Мариуполя?
Украинские власти давно мечтают «отвязать» юг Донецкой области от канала СДД.
Этот вопрос не давал покоя экс-председателю Донецкой областной военно-гражданской администрации Павлу Жебривскому, который судорожно искал варианты водоснабжения Мариуполя в обход неподконтрольных Киеву территорий. Под его началом разрабатывались
Еще одну схему альтернативного водоснабжения Мариуполя предложил летом прошлого года директор ООО «Донецкий институт воды» Дмитрий Швыдченко. По его мнению, город можно полностью обеспечивать из местных источников — рек Кальчик и Кальмиус.
Правда, вода в них обладает высоким уровнем микробного загрязнения. Но не будем останавливаться на технических моментах. Важно отметить, что Украина, судя по всему, приблизилась к очередной «перемоге».
Раньше главным препятствием на пути к реализации проекта альтернативного водоснабжения Мариуполя был вопрос финансов — теперь деньги нашлись.
Другой вопрос, хватит ли этих средств. Тот же Жебривский в 2017 году говорил
Если верить общественному активисту Энрике Менендесу, восторжествовал вариант «Донецкого института воды». Два новых водозабора появятся на реках Кальчике и Кальмиусе, канал СДД Мариуполю будет не нужен. Это означает, что Украина в любой момент сможет перекрыть подачу питьевой воды Донецкой народной республике.
Конечно, смерть от жажды населению Донбасса не грозит — полностью обесточивать неподконтрольные территории Киев не станет. Но определенные неудобства создаст обязательно.
За примером далеко ходить не надо: соседней Луганской народной республике вентиль перекрывают регулярно, отчего страдают не только мелкие населенные пункты, но и столица самопровозглашенного государства.
«Это состояние перманентное, — комментировал ситуацию представитель ЛНР на переговорах в Минске Родион Мирошник. — Оно продолжается более года: Украина время от времени отключает подачу воды на территорию ЛНР. Это касается и объектов жизнеобеспечения, и производственных предприятий, и всего прочего».
Фирменный стиль украинской стороны — отключать воду без предупреждения. Причем официальные представители Киева по-разному отвечают на вопрос, зачем это делается.
К примеру, во время прекращения поставок воды в ЛНР год назад заместитель министра по делам оккупированных территорий и переселенцев Украины Юрий Грымчак заявил, что о намеренном отключении речи быть не может: «Иногда подача воды прекращается, если поврежден водопровод, если на насосные станции не подается электроэнергия и тому подобное — то есть по сугубо техническим причинам».
А вот в пресс-службе Луганского энергетического объединения слова Грымчака, по сути, опровергли, сообщив о том, что подача воды с Петровского водозабора в ЛНР была прекращена специально. Причиной тому стали многомиллионные долги, которые республика накопила с 2015 года.
В ЛНР эти обвинения опровергают.
Вопрос начисления и погашения задолженностей перед украинскими предприятиями в республиках Донбасса интересен сам по себе. По словам Грымчака, через переговорную площадку в Минске был разработан «специальный механизм оплаты» поставок воды в «оккупированные районы». Так себе механизм, прямо скажем: Грымчак, по всей видимости, говорит о передаче денег в мешках на линии разграничения. Но иного не дано: пункт 8 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, который обязывает Украину восстановить в Донбассе управление сегментом своей банковской системы, не выполняется.
Полноценно взаимодействовать в сфере финансов стороны не могут. Отсюда и возникают конфликты на почве задолженностей.
В ДНР ситуация аналогичная. «Вода Донбасса» балансирует на грани выживания, долги по зарплате сотрудникам за 4–5 месяцев — типичная картина последних лет. Власти республики обвиняют Киев в том, что он бросает своих работников на произвол судьбы. Киев в ответ оправдывается, что нехватка средств на балансе предприятия — это вина «оккупантов», которые не платят за воду.
По словам министра строительства и ЖКХ ДНР, именно плачевное состояние структурных подразделений «Компании "Вода Донбасса"» вынудили местные власти поставить вопрос ребром. «Нужно понимать, что это вынужденная мера, мы не планировали перевод компании под юрисдикцию ДНР, — отмечает Сергей Наумец. — Но киевские власти на протяжении 5 месяцев не выплачивают сотрудникам заработную плату, поэтому глава республики принял соответствующее решение».
Заявление Наумца не на шутку встревожило украинскую сторону. Киев рассчитывает, что международные организации образумят «террористов» и убедят их не разделять компанию. «Заявления оккупантов о создании "республиканского предприятия" расцениваем именно как попытку шантажа Украины и их желание повысить ставки в переговорном процессе», — сказал по этому поводу нынешний глава Донецкой областной администрации Александр Куць.
Еще он заявил, что Украина никогда не рассматривала вопрос водоснабжения как элемент давления на «оккупационные власти».
Но его предшественник Жебривский придерживался иного мнения, когда говорил, что Луганску можно перекрывать воду, если республика за нее не платит.
Очевидно, с Донецком украинские власти хотят решать вопрос точно так же. Речь идет не только о взыскании долгов: периодически перекрывая вентиль (к примеру, под благовидным предлогом ремонта водопровода), можно накалять и без того непростую ситуацию в ДНР. Из расчета, что «оккупанты» станут более сговорчивыми.