Евросоюз накануне выборов в Европарламент раздирают внутренние противоречия. Италия поддерживает движение «желтых жилетов» во Франции, Брюссель пытается «доломать» Великобританию по условиям ее выхода из ЕС, Еврокомиссия обсуждает сокращение финансирования Польши и других «новых европейцев», которые не придерживаются «политики ценностей» европейского сообщества. О природе этих конфликтов и возможных последствиях для единства Европы аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал политолог, историк, политический обозреватель МИА «Россия Сегодня» Владимир КОРНИЛОВ.
—
— Пока еще можно говорить о единой Европе, потому что существует Европейский союз с единым исполнительным и законодательным органом. Но при этом мы наблюдаем, что трения внутри ЕС приобретают все более масштабный характер, что уже получило практический смысл в случае с выходом Великобритании из Евросоюза.
Сегодняшние трения, в частности, связаны с грядущими выборами в Европарламент. Не секрет, что руководство Италии мечтает создать в будущем Европарламенте мощную евроскептическую группу.
Эта подготовка проходит в рамках поддержки «желтых жилетов» во Франции. Таким образом Италия хочет стать лидером евроскептического движения и управлять процессами внутри Европарламента и Еврокомиссии.
После того, как евроскептики пришли в Италии к власти, они получили множество препятствий для реализации своей политической и экономической программы. В частности, Евросоюз очень жестко относится к тем реформам, которые предлагает министр внутренних дел и заместитель премьер-министра Сальвини Маттео (он выступает за традиционные ценности, выказывает неприязнь к мигрантам-мусульманам и пытается противостоять институтам Евросоюза — прим. RuBaltic.Ru).
— Почему между важнейшими игроками ЕС, странами —основателями Евросоюза происходят сегодня серьезные разногласия?
— Старая Европа переживает разногласия в связи с различными позициями в миграционной политике и выходом Великобритании из ЕС.
В результате происходит борьба за формальное и неформальное лидерство внутри Евросоюза.
Ни для кого не секрет, что президент Франции Эммануэль Макрон мнит себя новым Наполеоном, особенно после того, как ослабла позиция заявившей о своем уходе канцлерин Ангелы Меркель. Либералы, и не только в Европе, ставили на него как на будущий светоч.
Однако «желтые жилеты» дали повод не только Италии, но и другим странам, той же Германии, усомниться в лидерских качествах Макрона. Это, конечно, сильнейший удар по его личным амбициям.
Именно поэтому он нервничает и пытается назначить виноватыми во всех этих событиях кого угодно — российские СМИ, итальянского вице-премьера и так далее, но только не себя.
— Насколько актуальны на фоне конфликтов внутри ЕС планы Макрона по созданию единой европейской армии?
— Планы по созданию единой армии не потеряли актуальность. В конце концов, об этой идее уже говорили ранее евробюрократы. То есть Макрон лишь продолжил озвучивать ее, пытаясь закрепить, пользуясь тем, что ее главный оппонент в лице Великобритании в скором времени должен покинуть ряды Евросоюза.
Таким образом Макрон, заручившись поддержкой Меркель, пытается воплотить мечту европейских либералов. Получится у него или нет? Очень сомневаюсь, так как оппонентом идеи по созданию единой армии выступает не только Великобритания, но также Польша и ряд других игроков.
— Скажется ли «брексит» на положении периферийных стран ЕС, и приведет ли это к конфликту интересов между ними и крупнейшими экономиками союза?
— Пока еще Евросоюз надеется, что Великобритания «отстегнет», простите за жаргонизм, причитающиеся десятки миллиардов евро на реализацию пятилетнего плана ЕС. Поэтому денег хватит, чтобы сохранить определенный статус-кво. Но при этом не факт, что Европейскому союзу удастся договориться, и риск выхода Великобритании без всякой компенсации нарастает все больше.
В частности, если в Польше, где пока еще сильны проевропейские настроения, изменится ситуация, и она станет уже больше платить Евросоюзу, чем получать, то там моментально встанет вопрос о выходе.
— Какие на сегодняшний день перспективы у ЕС?
— Я уверен, что выход Великобритании из Евросоюза не будет последним. Почему ЕС сейчас ведет себя в отношении Лондона так жестко? На этом примере надо показать другим странам, насколько это болезненно — выход из Евросоюза, чтобы другим было неповадно.
При этом евроскептические настроения нарастают.
И даже в тех странах, где преобладает позитивное отношение к Евросоюзу, как, например, в Польше, вопрос о выходе обязательно встанет на политической повестке дня.
И это будет связано с изменением статуса страны — получателя финансовых дотаций на статус страны-донора.