«Последняя диктатура Америки»: Запад объявил Мадуро нелегитимным
Александр Носович
Более двух десятков стран на сегодняшний день признали президентом Венесуэлы лидера парламентской оппозиции Хуана Гуайдо. Среди них — 19 стран ЕС, в числе которых Эстония, Латвия и Литва. Все страны, признавшие легитимность государственного переворота, отличает одна черта: это союзники США, которые по первому сигналу из Вашингтона способны объявить нелегитимным диктатором любого законно избранного главу государства, который не был изначально ставленником американцев.
Первыми о нелегитимности президента Николаса Мадуро и признании временным правителем Венесуэлы лидера оппозиции Хуана Гуайдо еще на прошлой неделе объявили Соединенные Штаты. После США легитимность Гуйадо моментально признала Канада, а за Северной Америкой последовали латиноамериканцы.
Чили, Перу, Парагвай, Колумбия и Бразилия — все союзники Вашингтона в Латинской Америке признали государственный переворот и объявили о незаконности законного президента Николаса Мадуро.
Старый Свет для приличия несколько дней поломался, изображая невинность и беспристрастность. Мадуро дали 8 дней на то, чтобы объявить досрочные выборы президента Венесуэлы, иначе европейцы признают главой государства лидера оппозиции. Это как если бы Мадуро объявил Эммануэлю Макрону: даю тебе 8 дней на то, чтобы договориться с участниками беспорядков в Париже, иначе признаю «желтые жилеты» временным правительством Франции.
Примерно так венесуэльский лидер и ответил. Колониальные империи остались в прошлом: европейцам пора отвыкать диктовать ультиматумы независимым странам.
Реакцией Европы стала «полоса признания».
В течение нескольких часов 19 стран ЕС признали Хуано Гуайдо легитимным руководителем Венесуэлы и отказались иметь дело с законно избранным главой государства.
О непризнании Мадуро и признании Гуайдо объявили Дания, Германия, Франция, Испания, Португалия, Австрия, Чехия, Финляндия, Люксембург, Польша, Нидерланды, Великобритания, Швеция, Литва, Латвия, Эстония и другие. Неожиданно взбрыкнула Италия. «Колыбель Возрождения» не только отказалась признавать Гуайдо, но и заблокировала заявление Совета ЕС о признании лидера оппозиции временным президентом Венесуэлы.
Впрочем, даже если бы Европейский союз коллективно подтвердил полномочия путчистов, на политической ситуации в Венесуэле это отразилось бы так же незначительно, как отражается поддержка оппозиционеров отдельными европейскими странами.
Признание легитимности государственного переворота для европейцев грозит обернуться неприличным звуком в вечность, потому что Мадуро пока не теряет своих позиций и имеет все шансы победить. Армия сохраняет лояльность законному президенту, и высшее офицерство выполняет приказы верховного главнокомандующего.
Признание Гуайдо большинством стран Запада нужно оценивать не как политическое действие, призванное повлиять на ситуацию в Венесуэле, а как демонстративный жест.
США и их союзники по обе стороны океана поддержкой вопиюще антидемократического действа дают понять: Запад — мерило всех вещей в мире, только он определяет, кто легитимен, а кто нет, кто демократический лидер, а кто кровавый диктатор.
Демонстративность становится еще более очевидной, если отвлечься от абстрактных рассуждений о допустимости вмешательства во внутренние дела и посмотреть на политический календарь в Венесуэле. За 18 месяцев в стране прошли 6 выборов. Последние президентские выборы состоялись в прошлом году, в следующем году должны были пройти парламентские выборы.
Так зачем оппозиции понадобился государственный переворот, если у нее всенародная поддержка, а у Мадуро не осталось сторонников? Выигрывали бы выборы. А если выборы в Венесуэле фальсифицируют, то почему массовые протесты начались не после искажения народного волеизъявления, а спустя полгода после него?
Чем больше становится таких вопросов, тем наглее выглядит демонстрация Запада. Высшим проявлением демократичности (мерилом которой тоже является Запад) провозглашается орущая толпа на столичной площади. Власть толпы — охлократия — выдается Западом за демократию.
Пусть толпа составляет 1% населения, пусть две трети населения поддерживают тех, против кого орет толпа, — все равно толпа и только толпа является источником легитимности. При условии, разумеется, что она прозападная.
Легитимно и демократично все, что прозападное — это универсальная формула, по которой США и их союзники объявляют нелегитимными диктаторами и свергают тех всенародно избранных лидеров, которые прозападными не считаются.
Быть прозападным лидером очень просто. Для этого надо отказаться от посягательств на самостоятельность, забыть о суверенитете и независимости своей страны, подчиниться внешнему управлению и выполнять ценные указания заокеанского руководства.
С теми политиками, которые этих простых требований не соблюдают, западные коллеги ведут себя по-разному. Они далеко не всегда бросаются таких лидеров сразу свергать. Их могут долгие годы признавать законно избранными лидерами и улыбаться при встречах, как несколько лет улыбались Николасу Мадуро.
Могут даже брать от них деньги на свои избирательные кампании, как брал Николя Саркози от Муаммара Каддафи. Это не помешало тому же Саркози спустя несколько лет поучаствовать в политическом и физическом уничтожении Каддафи, стоило лишь ливийскому лидеру дать слабину.
Казалось бы, Ливия и тем более Венесуэла — это так далеко, и разговоры о них могут носить только отвлеченный характер. Однако и в Восточной Европе проскакивают ливийские и венесуэльские ноты.
Можно просто посмеяться над новостью о том, что страны Прибалтики присоединились к тем, кто считает Мадуро нелегитимным: нетрудно представить, как ужаснулся последний, узнав, что его не признают Литва с Латвией. А можно вспомнить, как эти же Литва с Латвией после Вильнюсского саммита объявили нелегитимным Виктора Януковича, к которому до саммита рядились в главные «адвокаты» в Евросоюзе.
Можно вспомнить и то, как эти же страны Прибалтики сейчас увиваются вокруг Беларуси, которую они искренне хотят сделать ближе к Европе и спасти от «российской агрессии».
Завтра они столь же искренне объявят Александра Лукашенко диктатором/узурпатором и провозгласят легитимным президентом Беларуси какого-нибудь председателя рады БНР в канадской эмиграции.
Ничего удивительного в этом не будет, если учесть, что западные симпатизанты и, опять же, «адвокаты» Лукашенко уже провозглашали его нелегитимным и неоднократно пытались свергнуть, как Мадуро.
Опыт Мадуро показывает, что им для этого даже повод не нужен. Сказали легитимный — значит, легитимный. Сказали диктатор — значит, диктатор.