Прошлый год стал для Украины уникальным: впервые смена власти не сопровождалась сменой курса развития страны. Последние сомнения на этот счет развеялись, когда премьер-министр Алексей Гончарук заявил, что при Порошенко Украина двигалась в правильном направлении, но очень медленно. По иронии судьбы, глава первого правительства при президенте Зеленском разогнал хорошую скорость — его отставка может произойти уже через пару месяцев. О том, почему правительство Украины не справляется со своими задачами, как будет действовать Зеленский и может ли Аваков стать премьер-министром, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал украинский политический эксперт Руслан БИЗЯЕВ.
— Г-н Бизяев, знаю, что Вы согласны с этим утверждением: в следующем году премьер-министру Алексею Гончаруку придется уйти в отставку. Он заберет с собой только нескольких наиболее одиозных министров вроде главы Минэкономики Тимофея Милованова, который признался, что писал докторскую диссертацию под марихуаной, или стоит ждать полного обновления правительства?
— Сложно сказать, это вопрос внутриполитических договоренностей. Концептуально Зеленскому сегодня нужно полностью дистанцироваться от всей политики Кабмина, которая проводилась под руководством Алексея Гончарука. Учитывая специфику украинской Конституции (а Украина — парламентско-президентская республика), наиболее вероятным вариантом ухода Гончарука является его заявление об отставке по собственному желанию. Это оставляет пространство для маневра.
Думаю, как минимум поменяется также экономический блок, будут пертурбации в финансовом блоке. И в команде, которая занимается административно-территориальной реформой, потому что наработки Гончарука в этой сфере никуда не годятся, это просто на голову не натянешь.
— Когда Вы говорите о смене финансового блока, Вы подразумеваете увольнение министра финансов Оксаны Маркаровой?
— Она имеет очень долгий бэкграунд и связи с [экс-министром финансов Украины Натальей] Яресько.
Как раз в следующем году реструктуризация имени Яресько серьезнейшим образом повлияет на ситуацию в стране. Чем выше ВВП, тем больше выплат Украина должна произвести для погашения долга.
Базовый договор с американским инвестиционным фондом Franklin Templeton, скорее всего, придется переподписать. Но если этим будет заниматься Маркарова, то вряд ли мы получим другой результат. Поэтому логично, чтобы и руководители Минфина, и руководители Нацбанка покинули свои должности.
— Этим летом, еще до парламентских выборов, Вы говорили, что должности премьер-министра соответствуют такие «тяжеловесные» фигуры, как Тимошенко и Аваков. Но Тимошенко — не вариант, она ушла в глубокую оппозицию. А у Авакова есть шансы?
— Есть такой вариант.
Но у Арсена Борисовича есть одна большая проблема — у него высокий антирейтинг.
Если Аваков возглавляет правительство, то все риски Зеленский берет на себя. С одной стороны у нас будет рейтинг Зеленского, а с другой — антирейтинг Авакова.
— И они будут выравниваться?
— Скорее Аваков будет тянуть Зеленского вниз.
Все зависит от того, с какой концепцией придет новый кабинет министров. Если мы говорим об идее правительства национального единства, то у Авакова есть шансы его возглавить. А если будет обновление правительства технократов, то нужно рассматривать другие варианты.
— Собственно, почему мне пришел на ум Аваков? Поначалу говорили, что Зеленский его боится как огня. Но сейчас у них просто идиллия. Зеленский берет Авакова на нормандский саммит в Париж, Аваков по поручению президента молниеносно прикрывает игорный бизнес по всей стране…
— Идиллии в политике не бывает. Бывает только совпадение целей и задач.
Аваков — личность очень неоднозначная, но его политический вес никуда не делся. И вы правильно заметили, что во время встречи лидеров «нормандской четверки» от Украины было два официальных спикера — Зеленский и Аваков. Это говорит о многом.
Второй момент — это ситуация с расследованием убийства [украинского журналиста Павла] Шеремета и ситуация с игорным бизнесом.
Они показывают, что Аваков относится к той части политической элиты, которая готова меняться.
Если Вы заметили, все остальные политики времен Порошенко остались в своей смысловой конструкции. Как за это время поменялся сам Петр Алексеевич? Никак. Как поменялись его оппоненты? Тоже никак.
Вот их главная проблема. Все эти люди укоренены в эпохе Порошенко, но пытаются действовать в новых реалиях.
— Очевидно, отставка правительства Гончарука станет для Зеленского серьезным ударом. Возможно, он постарается как можно дольше оттягивать этот момент?
— Мы не знаем, когда точно уйдет Гончарук. Это может случиться весной, летом, осенью. Или вообще в феврале, менее чем через два месяца. Во-вторых, какова мотивация смены премьер-министра?
Концепция правительства Гончарука, на которой настаивали наши западные партнеры, не просто ведет к замедлению реформ. В некоторых отраслях (например, в образовании) она ведет к коллапсу.
Нужно понимать, что Гончарук — это сборный образ. Люди вроде Айвараса Абромавичюса, Сергея Лещенко, Мустафы Найема, Оксаны Маркаровой, Тимофея Милованова — они из той же серии. Эту конструкцию создали под определенный результат, были прописаны цели и задачи. Но уже сейчас, на промежуточном этапе, становится ясно, что правительство не справляется.
Посмотрите, проблемой снижения тарифов ЖКХ занимается лично Зеленский. Хотя это не его задача. Премьер-министр должен бить во все колокола и предлагать снизить тарифы. То же самое происходит с рынком топлива.
Давайте также обратим внимание на валютный рынок. Ревальвация гривны очень больно ударила по экспортерам украинской продукции. С этим можно было бы примириться, если бы ревальвация национальной валюты была инструментом смены модели экономики (с сырьевой на инновационную). Но ведь модель Гончарук менять не собирается. Промышленное производство падает, дешевых кредитов не предвидится, равные условия для ведения малого, среднего и крупного бизнеса не созданы.
Выходит, нынешнее правительство просто не соответствует тем целям и задачам, которые декларирует президент Зеленский.
И благодаря которым он выиграл сначала президентские, а потом и досрочные парламентские выборы. Особенно досрочные парламентские (впервые в истории независимой Украины одна партия получила в Верховной раде абсолютное большинство мандатов — прим. RuBaltic.Ru).
Диджитализация, о которой много говорят в Зе-команде, — это всего лишь форма. Но главное — содержание.
— Меня не покидает ощущение, что для Зеленского диджитализация — это такая же «фишка», как и декоммунизация для Порошенко...
— Нет, Вы неправы. Диджитализация — это своеобразный переход. Сейчас в мире осуществляется переход от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на иные технологии. «Тойота», к примеру, разрабатывает водородную схему. Посмотрите, как набирают популярность электрокары.
Диджитализация не несет тех смыслов, которые закладывались в декоммунизацию. Это скорее попытка модернизации государственной системы. От и до, как говорится. Но это все равно лишь инструмент. Первичны всегда политика и экономика.
А вот с экономикой у правительства Гончарука наблюдаются огромные проблемы. Это главный повод и причина отправить его Кабмин в отставку.
— А можем ли мы быть уверены, что парламент проголосует за кандидатуру нового премьер-министра? Мы же видим, что монобольшинство очень «рыхлое». Чего только стоит провал голосования за законопроект о легализации игорного бизнеса, из-за которого «психанул» Зеленский! Полагаю, если того же Авакова будут выдвигать в премьеры, то «слуги народа» могут взбунтоваться.
— Не думаю. Члены пропрезидентской фракции все-таки понимают, благодаря кому они стали депутатами. Вынесем за скобки мажоритарщиков, но «списочники» однозначно зависят от Зеленского.
Он может эту Раду распустить. Просто дождется подходящего законного повода, и во второй раз эти люди в политику не попадут. Поэтому в столь серьезном вопросе, как назначение нового премьер-министра, я глобальных проблем не прогнозирую.