Стоит ли опасаться американского комитета по противодействию России?
Владимир Лепехин
В некоторых российских СМИ появились публикации и посты о том, что в США якобы создали комитет по противодействию скрытому влиянию России. В стремлении к ярким, привлекающим внимание читателей заголовкам представители этих СМИ существенно исказили истинное положение дел, выдав за сенсацию банальный бюджетообразующий процесс. Но обо всём по порядку.
Напомню, что ровно месяц назад, 1 ноября 2016 г., группа американских сенаторов призвала президента
«Мы считаем, что дополнительная информация, касающаяся российского правительства и выборов в США, должна быть рассекречена и опубликована», – говорилось в открытом письме, которое подписали семь сенаторов-демократов из спецкомитета по разведке и независимый сенатор Агнус Кинг.
С моей точки зрения, из самого текста письма видно, что инициатива сенаторов вряд ли была направлена только на поддержку избирательного штаба Хиллари Клинтон, запустившего в СМИ утку о «российских хакерах» и атаках Москвы на серверы Демократической партии и избиркомов. За ней, как я полагаю, кроется ещё и определённая озабоченность законодателей реальным положением дел в национальном киберпространстве.
Разумеется, письмо группы сенаторов было проигнорировано Госдепом. И вот в минувший четверг законодатели США вновь предприняли действия, направленные на то, чтобы сделать тайное (гипотетическое влияние России на внутриамериканские дела) явным.
Однако же, в отличие от инициативы сенаторов месячной давности, нынешние их действия были восприняты некоторыми российскими СМИ как значимое событие, из которого сразу же была высосана масса интерпретаций, сводящихся в основном к утверждению о переходе США к новым атакам на Россию в связи с тем якобы, что Дональд Трамп намерен продолжить в отношении России ту же самую политику, что и Обама.
Но что произошло на самом деле?
Начну с того, что в решении американских законодателей речь идёт не о создании комитета, а всего лишь о создании в будущем году специальной межведомственной группы. И тот, кто знает, как создаются и работают госструктуры, прекрасно понимает разницу между комитетом и межведомственной группой.
Во-вторых, в полномочия группы должно войти не противодействие скрытому влиянию России, а «выявление тайного влияния».
Положение о создании специального межведомственного органа включено отдельным пунктом в законопроект о финансировании американских разведслужб в 2017 финансовом году. Он принят в Конгрессе 390 голосами против 30
В-третьих, не было на этот счёт решения собственно руководства США (Госдепа или тем более президента): речь идёт лишь о законопроекте, принятом Конгрессом и ещё не подписанном главой государства. Причём о законопроекте, касающемся финансирования разведывательных ведомств, в который внесён всего-навсего пункт о создании названной выше спецгруппы. То есть пункт о дополнительной статье финансирования американских спецслужб.
В СМИ утверждается также, что данный законопроект поддержали не только демократы, но и часть республиканцев. Ещё бы они не поддержали, если речь в документе идёт об увеличении расходов на разведывательную деятельность, неважно, под каким предлогом!
И это не все «но», согласно которым принятие Конгрессом данного законопроекта не только не сенсация, но даже не событие, на которое следовало бы обращать столь пристальное внимание.
И всё же представим себе, что кто-то в Конгрессе, голосуя за принятие законопроекта по финансированию разведывательных ведомств, всё же имел в виду в первую очередь именно поддержку идеи создания спецгруппы по «выявлению тайного влияния России» на США. Что ж, и в этом случае нет особых оснований для истерики или даже занятия оборонительной позы, поскольку всё достаточно предсказуемо.
Очевидно, что многие демократы какое-то время будут стремиться к тому, чтобы продолжать линию Обамы – Клинтон на противодействие Трампу и республиканцам и, в частности, всеми возможными способами «подтверждать» подлинность откормленной ими информационной утки о «влиянии Москвы на выборы в США», в том числе используя процесс обсуждения в Конгрессе различных законопроектов.
Известно также, что кое-кто из законодателей из числа соратников Хиллари Клинтон, например лидер демократов в Сенате США Гарри Рид, а также, не исключено, и отдельные республиканцы, похоже, давно и всерьёз страдают русофобской паранойей. И где ей ещё проявиться, как не в парламенте, в который – и в США, и в других странах мира – традиционно избирается некоторое количество параноидально озабоченных теми или иными «угрозами» популистов вроде упомянутого выше Гарри Рида или Джона Маккейна.
Следует учесть и тот факт, что основным мотивом голосующих за законопроект конгрессменов, во всяком случае некоторых из них, наверняка является стремление всерьёз разобраться в том, существует ли в действительности вмешательство Москвы в дела горячо любимого ими американского Отечества. (Что в какой-то степени и продемонстрировали сенаторы в ноябре 2016 г., подписав письмо на имя президента). Им наверняка хочется знать, соответствуют ли действительности (и насколько) утверждения Хиллари Клинтон о «руке Кремля».
Впрочем, наличие всех названных выше обстоятельств не исключает того, что некоторые американские политики, включая сенаторов, вне всякого сомнения, опасаются реального усиления влияния России. Причём не столько в США (в это верят разве что упомянутые выше параноики), сколько в мире. В том числе – в тех регионах, которые руководство Госдепа, Пентагона и американских спецслужб считает зоной своих «жизненных интересов». Например, на Ближнем Востоке. И вот это – стремление доподлинно знать степень внешнеполитического влияния России в мире (а не просто полагаться на сказки от Госдепа, рассказываемые его представителями вроде Дженнифер Псаки или Джона Кирби), а также предпринимать усилия, направленные на противодействие укрепляющей свой международный авторитет России, – суть вполне естественный и нормальный мотив, за которым нет, с моей точки зрения, серьёзных намерений ужесточить политику США по отношению к Москве.
Полагаю, что принятие названного выше законопроекта, даже если Трамп подпишет его в нынешнем виде после своей инаугурации, вряд ли всерьёз повлияет на ухудшение отношений России и США. Ну, если только некоторые российские и зарубежные СМИ истерической реакцией на каждый чих из Вашингтона не смогут спровоцировать какие-то разборки между отдельными представителями американской и российской бюрократий.
С моей точки зрения, к любым внешнеполитическим инициативам тех или иных американских структур с момента занятия Трампом Белого дома следует относиться всерьёз только в том случае, если к ним будет иметь прямое отношение сам избранный президент.
Не Конгресс, не Пентагон и даже не спецслужбы будут определять в ближайшие годы характер двусторонних отношений России и США. Полагаю, что Трамп и Путин будут договариваться по принципиальным внешнеполитическим вопросам напрямую, без посредников, даже если таковыми пожелают стать представители законодательной власти.
Словом, сенсации нужно искать в совершенно ином направлении – не там, где отдельные политики-банкроты или сенаторы-популисты стремятся любой ценой ухудшить и без того непростые отношения между двумя державами, но там, где будут приниматься принципиально новые решения (в том числе и с участием России), меняющие мировой порядок.