«Из Литвы бегут все: и литовцы, и русские, и поляки, и евреи»
Михаил Кришталь
В литовском обществе наблюдается усталость от риторики действующего президента и ландсбергистов, которые все внутренние проблемы государства пытаются оправдать либо «российской агрессией», либо «советской оккупацией». Отличную от мейнстримной позицию занимает партия «Союз русских Литвы», чьей целью является решение насущных задач без критики восточного соседа. О внутриполитической повестке партии, ее союзниках и противниках, разногласиях с «Русским альянсом» и отношении к конфликту вокруг однопартийца Вячеслава Титова аналитический портал RuBaltic.Ru побеседовал с председателем СРЛ Сергеем ДМИТРИЕВЫМ.
— Г-н Дмитриев, каково положение русскоязычных в Литве? Их основные проблемы и способы их решения, предлагаемые Вашей партией?
— Этот вопрос можно обсуждать не один день. Скажу, что у беды нет национальности. В сегодняшней Литве и титульная нация, и национальные меньшинства имеют проблемы с работой, зарплатой, высокими ценами на коммунальные услуги и продукты питания.
Из Литвы люди уезжают независимо от того, являются они литовцами, русскими, поляками или евреями. Все ищут свое благосостояние там, где есть возможность заработать.
Говорить о каком-то прямом ущемлении не приходится. Литва в сравнении с Латвией и Эстонией более прогрессивна. У нас, в отличие от той же Украины, работают двадцать четыре русские школы в Вильнюсе. И никто не претендует на запрет русского языка в сфере образования. Поэтому можно констатировать, что наши политики в этом плане более разумные в сравнении с той же Латвией.
— Как вы относитесь к увековечиванию памяти членов подпольного движения «лесные братья» в Литве?
— Это очень сложный вопрос. Могу точно сказать, что фашизм для нас неприемлем. Я не буду давать оценку движению «лесные братья». А как, например, оценить партизанские отряды, действовавшие в годы Великой Отечественной войны в Беларуси и других местах? Нужно конкретно говорить о каждом факте. Нужно конкретизировать, кто занимался преступлениями, а кто боролся за свои идеи. Поэтому я воздержусь от ответа на данный вопрос.
— Советский период в истории Литвы с 1945 года и до обретения страной независимости — скорее благоприятное или негативное время для Литовской Республики?
— Я родился в Советском Союзе и жил достаточно хорошо в том плане, что не боялся за завтрашний день. Поэтому я этот период могу оценить положительно. Мне он ничего плохого не принес, и я отношусь к нему с ностальгией — я получил бесплатное образование, пользовался за счет государства медицинским обслуживанием, достиг определенных жизненных успехов.
— Какой идеологии официально придерживается Ваша партия? На каких вопросах Вы акцентируете свое внимание?
— Мы, согласно своей позиции, — левые. И в политике мы всегда блокировались с левыми партиями: с социал-демократами, ранее — с Партией труда, то есть политическими силами, придерживающимися тематики социальной поддержки.
Кроме того, мы защищаем интересы национальных меньшинств, в частности, отстаиваем их права на образование и культуру. Выступаем за возобновление взаимоотношений с нашей исторической родиной и другими славянскими странами.
Нам сегодня очень важно иметь партнеров. И география, и история способствуют тому, чтобы мы дружили с нашими соседями.
— Каков Ваш инструмент решения проблемы массовой эмиграции из Литвы?
— В нашей стране все говорят об этом, но никто не предложил, как решить данную проблему. Будучи в Сейме, я предлагал использовать опыт европейских стран, включая Францию, где освобождали от налогов.
Поэтому нужно, по крайней мере, снизить налоги, а также предоставить молодежи всевозможные кредиты, создать все условия, чтобы люди могли понимать, где работать на территории страны в различных областях.
В Литве на сегодняшний день ничего, кроме агитации и призывов остановить миграцию, не выработано, отсутствует программа. И, напротив, имееся рост налогов и тарифов на коммунальные услуги.
В итоге люди бегут, особенно специалисты, в которых страна крайне нуждается. И среди молодежи популярны мысли о том, чтобы закончить школу и тут же покинуть родину, так как все друзья и товарищи уже уехали и хорошо устроились за границей, получив работу. При этом нужно заметить: то, что там все хорошо, — скорее миф. Но тем не менее у наших политиков пока нет аргументов в пользу того, что нужно жить и работать в своей стране.
— Взгляд Вашей партии на экономическое развитие современной Литвы?
— Мы часто заявляем о том, что Литва, к сожалению, пока так и не выбрала вектор своего экономического развития. При этом потенциал у страны очень высокий. Литва могла бы выступать в роли транзитного государства, также могли бы появиться курортные зоны.
Кроме того, есть незамерзающие порты, хорошие санатории. Есть основания для появления банковских оффшоров, которые помогали бы стране развиваться.
Но о Литве, например, нельзя сказать, что это страна транзита или туризма. К сожалению, мы находимся в состоянии «что появилось, то и происходит», стабильного развития нет.
— Каково отношение Вашей партии к вопросу введения института однополых браков в Литве?
— Для нас, наших сторонников и многих граждан страны это трагично. Таким образом уничтожается человеческий род. Многие вещи, происходящие в современном мире, — Содом и Гоморра, в котором за счет этих неоднозначных отношений искореняется человечество.
Когда-то в Русском драматическом театре провели съезд гомосексуалистов, приехавших со всей Европы. Это была пощечина в адрес национальных меньшинств и «нормальных» людей. Мы провели митинг и пытались это остановить, но руководство театра бросило камень в наш огород. При этом все театры отказались проводить данное мероприятие, а в нашем театре это все произошло.
Литва — католическая страна, а религия не приветствует подобные мероприятия, поэтому мы получили значительную поддержку со стороны многих жителей. Мы сумели собрать около пяти тысяч подписей с протестом и еще около двух с половиной тысяч подписей через интернет.
В этой связи у меня крайне негативное отношение к институту однополых браков.
— Кто в современной Литве выступает в качестве Ваших потенциальных и реальных политических союзников?
— Сегодня мы поддерживаем довольно тесные отношения с Партией труда. В прошлой каденции Сейма мы имели в ее фракции два места. Мы достаточно продуктивно совместно с ней работали, достигнув высокого уровня взаимопонимания. Это наш стратегический партнер. И все политические силы левого толка — наши союзники.
— В чем заключаются основные противоречия между Вашей партией и «Русским альянсом»?
— Нет противоречий как таковых, есть амбиции руководства «Русского альянса». Они чисто из меркантильных соображений связали свою судьбу с партией «Избирательная акция поляков Литвы», имеют одно место в Сейме.
У нас с польской партией отношения не складываются в силу имеющихся разногласий. Существует негативная позиция Польши в отношении России, а данная партия слушает голос из Варшавы и не имеет своего мнения.
Мы пытались наводить мосты с ними, даже проводить совместные мероприятия, но, к сожалению, мы понимания не нашли, а «Русский альянс» сумел найти.
— Почему «Союз русских Литвы» потерял представительство в Сейме?
— Мы проиграли выборы. Мы выступали вместе с Партией труда, но она оказалась гонимой из-за ее руководителя Виктора Успасских, обвиненного в финансовых махинациях, хотя ничего подобного не было. В конечном итоге с него после десяти лет судебных разбирательств сняли серьезное обвинение, он выплатил штраф за какие-то более мелкие претензии, и на этом все закончилось.
Но тем не менее вся политическая машина и СМИ работали против этой партии. Поэтому — по причине гонений — мы и получили такой результат, хотя до этого у нас было тридцать мест в парламенте.
— Как Ваша партия поддерживает своего однопартийца Вячеслава Титова, который оказался в эпицентре скандала вокруг увековечивания памяти «лесного брата» Адольфаса Раманаускаса?
— Вячеслав Титов ни о чем с нами не посоветовался, прежде чем предпринимать какие-либо шаги. Что же касается поддержки, то мы уже обратились в прокуратуру и самоуправление, чтобы против него не принимали никаких мер. Он как депутат имеет право на мнение.
Другой вопрос, что у Вячеслава Титова присутствуют необузданные амбиции. Он порой, не выяснив чего-то до конца и не умея что-то преподнести, наносит себе ущерб. Теперь начнется процесс относительно его импичмента, потом против него будет возбуждено дело. Мы по этому поводу обратились и в прессу, и в прокуратуру.
Находимся также в тесном контакте с адвокатом, но Вячеслав Титов иногда не слушает ни адвоката, ни кого-то другого. Это его выбор и право, но он должен был сначала во всем разобраться и преподнести все в роли правильного политика, никого не подставляя.
Что касается того, что происходило во время войны, то преступления действительно были, но они должны быть доказаны. Титов же был совершенно не подготовлен, действовал не советуясь и не объясняясь.