Парадокс Ушакова: Латвию от кризиса пытается спасти мэр Риги
Александр Носович
Мэр Риги Нил Ушаков отправился в столицу России лоббировать сохранение в московских супермаркетах латвийской продукции. Однако план встреч Ушакова в Москве выходит далеко за пределы функций рижского градоначальника – речь идёт о переговорах с крупными федеральными чиновниками по сохранению торговых связей Латвии и России. Подобными вещами должен заниматься премьер-министр, однако правящей в Латвии партии «Единство» не до спасения отечественной экономики: там заняты поддержкой новых санкций и просьбами создать в Латвии базу НАТО.
Во время визита в Москву у Ушакова запланированы встречи с вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем, мэром Москвы Сергеем Собяниным, президентом Российской торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным и заместителем председателя правления ОАО «Газпром», генеральным директором ООО «Газпром экспорт» Александром Медведевым.
Из всех перечисленных персон уровню мэра Риги соответствует только Сергей Собянин, да и то формально. Рига по численности населения меньше большинства административных округов Москвы, поэтому Собянин мог и не тратить рабочее время на встречу с рижским коллегой, поручив её своему заместителю. Если всё же потратил, то, значит, не только мэр Риги заинтересован в сохранении в Москве «Рижских двориков», но и Москва заинтересована в мэре Риги.
Ещё более показательны переговоры Нила Ушакова с членами российского правительства, которым по статусу ну никак не положено о чём-то договариваться с председателем Рижской думы. К тому же сохранение латвийского экспорта в Россию, ради которого Ушаков приехал в Москву, – это сфера ответственности латвийского правительства, а никак не рижского мэра. Другое дело, что латвийское правительство сейчас занято куда более увлекательными вещами, чем какой-то экспорт: «войной санкций», базами НАТО и распределением постов в Еврокомиссии. Но это уже проблемы Латвии, а не высших российских чиновников.
Если Дворкович, Катырин и Медведев согласились встретиться с мэром Риги и обсудить с ним проблему санкций (даже понимая, что на нынешней должности Ушаков не может решить эту проблему), то это сигнал и свидетельство того, что Нил Ушаков – это тот человек в Латвии, с которым российская власть готова разговаривать.
И дело даже не в том, что другие латвийские политики разговаривать с Москвой не хотят, предпочитая говорить о санкциях, НАТО и «демократической солидарности». Вовсе не факт, что Москва захочет с ними разговаривать, если они вдруг соизволят заинтересоваться сотрудничеством с Россией. Во-первых, такие деятели, как премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма или министр иностранных дел Эдгар Ринкевич, своими заявлениями и действиями всего за полгода настолько испортили отношения с Россией, что в Москве сейчас никто не станет тратить время даже на рядовое протокольное мероприятие с их участием.
Во-вторых, повестка дня, которую предлагает России Нил Ушаков, не имеет ничего общего с теми темами, которые почти четверть века пытаются поднимать в разговоре с Россией политические элиты Латвии и других балтийских стран. К глубочайшему изумлению и прискорбию последних, ещё в начале 1990-х годов выяснилось, что Россия не испытывает по отношению к странам Балтии никакого чувства вины, не считает себя страной – оккупантом и поработителем, следовательно, не намерена содержать их, как Германия содержала израильтян. Тем не менее, темы «извинений за оккупацию» (желательно - валяясь в ногах, рыдая горькими слезами и бия себя кулаком в грудь) и «компенсаций за оккупацию» у прибалтийских политиков остаются главными в отношениях с Россией. А с ними и все прочие исторические обиды, которым в Сеймах Литвы и Латвии готовы предаваться до бесконечности. Вот только невозможно представить, чтобы вице-премьер РФ или заместитель генерального директора «Газпрома» увидели в прибалтийских комплексах и обидах предмет разговора.
Темы, с которыми приезжает в Москву рижский градоначальник, напротив, как раз содержат достойный российского руководства предмет разговора. В этом и причина того, что рижского мэра принимают не только на уровне московской мэрии, но и на уровне российского правительства: есть с кем разговаривать и есть о чём разговаривать.
Кстати, не весь рабочий визит Нила Ушакова в Москву был посвящён сугубо прагматическим экономическим вопросам.По информации источника RuBaltic.Ru в МИД России, мэр Риги 4 сентября посетил Московскую патриархию. Возможно, чтобы извиниться за сорванный латвийскими властями визит Патриарха Кирилла в Ригу весной этого года.
Это тоже принципиально новый момент в сравнении с поведением других прибалтийских политиков: эффективные взаимовыгодные связи невозможно построить без элементарного уважения друг к другу.
По сути, Нил Ушаков сейчас пытается починить то, что сломали Лаймдота Страуюма, Солвита Аболтиня, Эдгар Ринкевич, Артис Пабрикс и прочие плакальщики по «латышской Латвии»: стабильные отношения Латвии и России, в случае уничтожения которых будет такой экономический кризис, после которого не останется ни «латышской» Латвии, ни любой другой. На Россию приходится 9,8% торгового оборота Латвии – третье место после Эстонии и Литвы. Потеря этих 9,8% латвийского бюджета будет равноценна экономическому коллапсу. Россия обеспечивает 80% грузооборота Латвийской железной дороги – без российских грузов Латвийская железная дорога заржавеет и развалится. В Россию или из России идёт большинство грузов Рижского и Вентспилсского портов – если российский бизнес откажется от сотрудничества, то сколько работы останется у портовиков?
Что касается «Рижских двориков» - латвийской продовольственной продукции, которую мэр Ушаков поехал отстаивать в России, - то сельскохозяйственные продукты и сырьё занимают в общем объёме экспорта Латвии в Россию более 37% (около 448 млн. евро). Это главная статья латвийского экспорта в Россию. «Четыре года работы предпринимателей и Рижской думы, чтобы продвинуть в Москве “Рижские дворики”. Правительство Латвии на всём этом поставило крест за четыре недели. Молодцы», - отреагировал на введение Россией эмбарго на латвийские продовольственные товары всё тот же Нил Ушаков.
Поняло ли латвийское правительство за минувший месяц свою ошибку? Ничуть не бывало. Как раз накануне премьер-министр Латвии Лаймдота Страуюма объявила, что Латвия приветствует введение в действие нового пакета санкций против России.
Вопрос, приветствует ли Лаймдота Страуюма неизбежно следующее за раскручиванием «санкционной спирали» банкротство латвийских предприятий и безработицу латвийских граждан, похоже, задавать бесполезно. Латвийскому руководству не до того: оно парит в горних высях геополитики.
За размышлениями о том, в какое кресло в Еврокомиссии посадят латвийского экс-премьера Валдиса Домбровскиса, партии «Единство» как-то нет дела ни до «Рижских двориков», ни до приближающегося отопительного сезона. Поэтому с генеральным директором «Газпром экспорта» вместо них разговаривает мэр Риги, выдавая свою встречу с Александром Медведевым за встречу с президентом Континентальной хоккейной лиги на тему рижского «Динамо». Возможно, если насущными проблемами Латвии, защитой интересов её жителей Ушаков будет заниматься не как глава крупнейшего самоуправления, а как официальный глава правительства, именно ради этого и выбранный, то проблемы Латвии действительно можно будет решать?