Президент Украины раздал указания: «нормандский формат» проводить; все войны прекратить; финансирование на медицину и решение климатических проблем направить. В интервью канадскому изданию The Globe and Mail Владимир Зеленский заявил, что распространение COVID-19 — побудительный фактор для прекращения огня в Донбассе. Надо полагать, по мановению руки украинского Наполеона огонь и прекратится.
«Надо менять приоритеты: прекратить все войны, все средства и технологии должны быть направлены на здравоохранение, на медицину, климатические проблемы», — сказал глава Украинского государства.
Возникает несколько вопросов. Во-первых, если бы не пандемия, то Зеленский хотел бы (или даже настаивал) на горячей фазе противостояния на линии соприкосновения? Во-вторых, какая сложная тройственная связь существует между войной, вирусом и климатом — Зе решил поднять флаг внезапно замолчавшей шведской школьницы Греты?
В-третьих, украинский кабмин половину средств, выделенных на борьбу с COVID-19, перенаправил на строительство и ремонт автодорог; как это соотносится с заявлением президента?
Зеленский в разговоре с канадскими журналистами не преминул упомянуть и о своей роли «миротворца». Странно, что еще не назвал себя, подобно предшественнику Петру Порошенко, «президентом мира».
«Мы обращались на Минской площадке с призывом о прекращении огня. <...> Мы говорили об этом с Германией и Францией. <...> Это говорит о том, что для нас это очень важно. Сейчас мы изменили подход к Минскому процессу, в нашу делегацию [в Трехсторонней контактной группе] вошли люди, которые не просто слушают и говорят, но и принимают решения, потому что они государственные служащие уровня вице-премьер-министра Украины, уровня заместителей министров нашего правительства», — уверяет он канадцев.
При этом президент почему-то забыл добавить, что и этот вице-премьер, и «представители» Донбасса (давно уехавшие оттуда и живущие в Киеве) — ярые националисты и «патриоты», не желающие контактировать с коллегами по ТКГ из самопровозглашенных ДНР и ЛНР.
Так какие могут быть при этом договоренности и решения?
«Мы должны сделать все, чтобы в ближайшие месяцы у нас была встреча в "нормандском формате", не дожидаясь окончания пандемии. По крайней мере, мы все для этого делаем», — заявляет украинский президент.
Аналитик Александр ГАВРУТЕНКО
«Это даже не инициативы, а разумная позиция государства, озвучивать которую по должности положено президенту страны. Уверен, все эти вопросы вправе поднимать и отстаивать не только лидеры всего цивилизованного мира, но и любой житель планеты, который понимает, что война — зло, что здоровье людей и окружающей среды — наивысшая ценность, а агрессору и манипулятору не место в порядочной компании», — категоричен Гаврутенко.
Социология, к которой очень чувствительны и сам президент, и его команда, показывает стойкий запрос украинцев на «сильную руку» и волевой государственный менеджмент; это естественно для страны, которую лихорадит от кризисов и бед, полагает политический эксперт Юлия ПИЛЕЦКАЯ.
«Вот Владимир Зеленский и пытается продемонстрировать людям, что он этот запрос понимает и даже воплощает. Но так как по психотипу он не является "железным" менеджером, то и выглядят эти "волевые" действия в его исполнении комично и неубедительно», — поясняет политолог.
По мнению политолога-международника Владимира ВОЛИ, Зеленский не раздает указаний, а содержание его интервью для канадского издания определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, он хочет понравиться западной аудитории и для этого использует тезисы по темам, которые считаются модными и актуальными для западных лидеров, политиков и их избирателей. Это касается и необходимости увеличения финансирования системы здравоохранения, борьбы с климатическими изменения и их последствиями, прекращения всех войн и тому подобного.
«Во-вторых, президент, говоря о "нормандском формате" и проблемах урегулирования конфликта в Донбассе, демонстрирует свои усилия и позицию для западной аудитории, но все же больше для самой Украины. Так что в целом по своему содержанию интервью выглядит полностью технологичным — в команде Зеленского решили, что именно с помощью таких тезисов по таким темам следует его позиционировать для западной аудитории», — разъясняет Воля.
«Что это было? За все хорошее против всего плохого? — недоумевает политолог Александр ДУДЧАК. — Какой-то винегрет замечательных идей. Зеленский наслушался Греты Тумберг? Пусть делает то, что должен делать именно он — выполнять Минские соглашения. Давать рекомендации G7 он, конечно, может. И дирижировать Большим симфоническим оркестром тоже — точно с таким же успехом, по телевизору, записав свое очередное видео».
Сложно сказать, каковы истинные стратегические и тактические цели «зеленого» президента (ставшего, по сути, свадебным генералом) и его команды, но совершенно точно им необходимо срочно спасать неуклонно падающий рейтинг как самого Зеленского, так и его «слуг народа», иначе досрочные выборы — и парламентские, и президентские — попросту станут насущной необходимостью.