Парламентская ассамблея Совета Европы осваивает для себя новую роль арбитра по международным спорам хозяйствующих субъектов. Помимо привычного бичевания неугодных государств за недостаточно убедительную «игру в права человека», консультативный орган потребовал запрета строительства Белорусской АЭС.
На днях Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию
Причиной всему — «эскалация массового насилия и преследование протестующих мирных граждан в феврале и марте 2017 года».
Европейская структура подвергла жесткой критике «административные задержания и запугивание политических оппонентов, журналистов, правозащитников и обычных людей, осуществлявших свое право на мирный протест». В итоге ПАСЕ призвала Беларусь немедленно освободить остающихся в заключении оппозиционных активистов, а также провести расследование по факту жестокого обращения с ними.
В резолютивной части документа содержится рекомендация Евросоюзу учесть вышеизложенные выводы при организации двустороннего диалога по правам человека, а также поставить европейскую помощь в прямую зависимость от продвижения политических реформ в области демократии, прав человека и верховенства закона. При этом снятие действующих санкций в отношении Белоруссии, либерализация визового режима и укрепление связей с ВТО увязываются с прогрессом Минска на пути налаживания правозащитного диалога на базе уважения демократических ценностей.
Всё предельно четко и ясно. Мы вас демократизируем и создаем в стране «подлинное гражданское общество». При этом вы не должны воспринимать нашу работу с оппозицией, ее финансирование, инкорпорирование в европейские интеграционные программы и всякого рода политологические площадки как вмешательство во внутренние дела Беларуси.
Ведь, в конце концов, всё делается для вашего же блага. Но, как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад.
Резолюция сама по себе не новость. Таких было много. Европейцы постоянно критикуют Минск за текущее положение дел в правозащитной сфере. Набор претензий стандартный: ограничение конституционных прав граждан на мирные собрания и публичные манифестации, свободы выражения мнений, СМИ; отсутствие политического плюрализма, честных и свободных выборов и т. д.
Содержание претензий примерно одинаковое и в полной мере отвечает выработанному ЕС в отношении Беларуси подходу, который является классическим примером метода кнута и пряника: сворачивание европейской помощи, политическая и энергетическая изоляция либо снятие санкций, безвизовый режим и ВТО. Одним словом, делайте правильный выбор.
Вместе с тем последняя резолюция стала исключением из правил. Впервые помимо сугубо правозащитной проблематики, входящей в компетенцию Парламентской ассамблеи, в документе была затронута экономическая повестка.
За анализом и критикой внутриполитической ситуации последовало заявление по Островецкой АЭС.
Консультативный орган потребовал от Минска остановить строительство пресловутой атомной станции в связи с «множеством нарушений, несоблюдением международных стандартов по ядерной безопасности, а также серьезными инцидентами в ходе ее строительства». Как подчеркивается в резолюции, самым грубым нарушением при возведении энергетического объекта является выбор «неподходящего и небезопасного места, что несет угрозу не только региону, но и большинству европейских стран, а также их населению».
Такой подход сам по себе выглядит странным. Ведь есть специализированное учреждение Организации Объединенных Наций — Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Именно в его компетенцию входит, в частности, мониторинг и анализ эксплуатационной безопасности, а также разработка рекомендаций по повышению мер ядерной безопасности. Именно эксперты МАГАТЭ, обладающие необходимыми знаниями и квалификацией, по итогам комплексной инспекции того или иного объекта дают свое заключение.
Что касается Беларуси, то такая работа проводилась, и не раз.
Минск максимально открыто подходит к этой чувствительной теме, предоставляя доступ на стройплощадку не только МАГАТЭ, но и другим профильным международным организациям, так как в первую очередь заинтересован в обеспечении наивысших стандартов ядерной безопасности на собственной территории.
В июне 2017 года был опубликован отчет по итогам работы SEED-миссии этой международной организации на строительной площадке в Островце с выводом об устойчивости Белорусской АЭС к внешним угрозам. Помимо прочего, Минск регулярно организует для международного дипломатического корпуса посещение стройплощадки, где специалисты отвечают на интересующие гостей вопросы. Последний визит зарубежных дипломатов состоялся в конце мая 2017 года. В июне текущего года станцию посетили представители Всемирной ассоциации организаций, эксплуатирующих АЭС.
Вместе с тем вся эта открытость Минска никак не вписывается во внешнеполитическое видение Литвы, которая упорно игнорирует постоянные приглашения белорусской стороны, запрещая своим дипломатам принимать участие в таких многосторонних форматах.
В самой Литве местными СМИ усердно нагнетается негативный фон вокруг атомной электростанции, а власти стремятся не только отгородиться от этой инициативы своих соседей, но и сделать любой диалог невозможным.
Об этом красноречиво свидетельствует недавно принятый Сеймом Литвы закон «О запрещении экспорта электроэнергии с небезопасных АЭС третьих стран». В свою очередь, литовское правительство после анализа данного вопроса пришло к выводу о несоответствии Островецкой атомной станции всем выработанным в законе критериям безопасности.
Таким образом, Литва, втягивая Парламентскую ассамблею в несвойственные ей экономические разборки, не только демонстрирует верх недружественной по отношению к Беларуси политики, но и дискредитирует эту международную структуру в целом. Возникает закономерный вопрос: зачем платить членские взносы, если эту организацию кто попало может использовать не по назначению и в угоду собственным конъюнктурным интересам.