Политика Политика

Здобули: экономические итоги «революции достоинства» в цифрах

За год после Майдана проблемы в экономике, имевшиеся у Украины, превратились в полноценную экономическую катастрофу. Курс гривны упал в несколько раз, реальные доходы населения сократились вдвое, коммунальные тарифы выросли на половину, а цены на 70%. И нет ни малейших оснований надеяться на улучшение ситуации в будущем и терпеливо пережидать «трудные времена»: никаких реформ, ради которых украинцы выходили на Майдан, за год после свержения «злочинной влады» сделано не было.

«Всего две недели назад Кристин Лагард, глава Международного валютного фонда (МВФ), пообещала Украине 40 миллиардов долларов в течение четырех лет. Это внушительно звучащая сумма предназначена для страны, чей ВВП в ближайшее время может сократиться на 70 миллиардов долларов. С тех пор, однако, экономический кризис на Украине стал гораздо глубже, - пишет британское деловое издание

The Economist
в статье «Судный день украинской экономики, - к концу года, скорее всего, каждый третий украинец будет беднее, чем когда распался Советский Союз. Инфляция составляет 29% и будет гораздо выше из-за падения гривны. Для обуздания инфляции и поддержки валюты процентные ставки уже 20%, и они будут только расти. Это еще более затруднит возврат кредитов».

Таким образом, катастрофическое положение украинской экономики признают и её главные союзники в Старом Свете. Потому что экономический анализ — это факты, а факт, как известно, самая упрямая вещь в мире.

Впрочем, и в деловых кругах самой Украины оценка экономической ситуации далека от бодрых рассказов про «перемоги», которыми грешат олигархические телеканалы. «Мы, украинцы, считаем, что наши соседи — европейские страны, однако это лишь географическая правда. Если посмотреть на социально-экономические показатели, нас в Европе нет... наше место среди слабо развитых африканских стран», - говорится в видеоролике, показанном на Киевском международном экономическом форуме в октябре прошлого года

- по данным МВФ Украина за 20 лет, с 1993 по 2013 годы, показала нулевой рост реального ВВП, а если брать за точку отсчета 1991 год, то мы утратили пятую часть экономики, прежде всего — наиболее технологичную и ценную её составляющую — машиностроение».
Из выводов, сделанных украинскими же экономистами, неизбежно следует заключение, что Украина — несостоявшееся государство, проевшее советское наследие и ничего взамен не создавшее.

Но, конечно, они такого вывода не делают, ограничившись осторожным предположением, что проблема украинцев не в Путине, а в них самих.

Многие люди, выходившие прошлой зимой на Майдан, действительно хотели переломить тенденцию неуклонной деградации страны. Новому, «хорошему» Кабинету министров Арсения Яценюка, членов которого выкрикивали на том же Майдане взамен «плохого» Кабинета министров Николая Азарова, был реально дан мандат на реформы. От этих людей ждали экономического прорыва.

В результате времена Януковича и Азарова скоро будут казаться на Украине утерянным «золотым веком»: если при них украинская экономика медленно и подспудно продолжала деградировать, то при новой власти она стремительно полетела в пропасть.

При «донецких» ВВП Украины временами рос по 10% в год. За один год правления Яценюка валовой внутренний продукт упал на 12%. Инфляция при Азарове была 0,5%, при Яценюке стала 25%. Из популистских или еще каких соображений, но правительство Партии регионов сдерживала рост коммунальных тарифов — они оставались на одном уровне. С нынешней «европейской владой» тарифы выросли на 45%, а цены — на 70%. Реальные доходы населения между тем сократились вдвое (за годы правления «донецких» они выросли на 62%). Неудивительно поэтому, что розничный товарооборот за последний год упал на 18% (при прошлой власти он вырос на 62,5%).

Что касается базовых макроэкономических показателей, то при Януковиче и Азарове государственный долг Украины составлял 40% от ВВП. При Порошенко и Яценюке он составляет 76% от ВВП. Золотовалютные резервы Украины при «донецких» были 20 миллиардов долларов, при нынешних они сократились до 7 миллиардов. Курс национальной валюты за год после «революции достоинства» обрушился с 8 до 23 гривен за доллар.

При «совковом» правительстве Азарова международные рейтинговые агентства давали Украине позитивный стабильный рейтинг, при «прогрессивном» правительстве Яценюка, министры которого, включая «варягов», получали образование в американских и европейских экономических колледжах, международные аудиторские агентства снизили рейтинг Украины до «мусорного».

Конечно, «виноват» во всем этом Путин — кто же еще в принципе может быть виноват в украинских проблемах? Это ведь Путин поломал Украину через колено, заставив её подписать Соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, против чего до последнего выступали Америка и Европа, предупреждая, что для ориентированного на Россию украинского экспорта это будет очень-очень плохо. Пока экономическая часть Соглашения об ассоциации еще не вступила в силу, но объем украинского экспорта за год с Яценюком уже снизился на 21%. При «донецких» экспорт вырос на 62,5%.

Во-вторых, это ведь Путин развязал гражданскую войну против «донецких» — последнее для украинского общественного мнения так очевидно, что даже не обсуждается. Это Путин в ответ на требования жителей важнейшего в экономическом плане региона самим выбирать губернатора, оставлять заработанные Донбассом налоги на местах и ввести культурную автономию с гарантиями использования русского языка, вместо того, чтобы договариваться, начал бить по жилым кварталам из гранатометов.

Наконец, это Путин за год после Майдана не провел на Украине ни малейших реформ.

По уровню привлекательности налогового законодательства для иностранных инвесторов Украина занимает 137 место в мире. Реформы налогового законодательства сделано не было. По уровню коррупции Украина на 118 месте в мире — никакой антикоррупционной кампании за год проведено не было: взятки и «откаты» сейчас еще выше, чем были при «донецких».

В рейтинге стран по уровню защиты прав на частную собственность Украина занимает 135 место из 144. Патриотично настроенные рейдеры из «Правого сектора»* и спецбатальонов могут только подвинуть Украину в этом рейтинге к новым антирекордам.

Словом, до Майдана и прихода «народного правительства» Яценюка у украинской экономики была масса проблем, но она еще кое-как держалась на плаву, а социальная ситуация оставалась стабильной и даже улучшалась. Росли реальные доходы населения, рос валовый внутренний продукт, росли объемы экспорта и розничного товарооборота. На одном уровне оставались цены, тарифы и курс национальной валюты — они практически не росли.

Задача украинского государства была всего лишь устранить структурные факторы, затрудняющие экономическое развитие.

Провести судебную и налоговую реформу, начать системно бороться с коррупцией, ликвидировать монополию олигархических кланов в экономике и политике. А также поддерживать национальное производство, стимулировать технологическую модернизацию украинской промышленности, рост производительности труда и увеличение экспорта.

Вместо этого были скачки на Майдане, зона свободной торговли с ЕС, разрыв экономических связей с Россией, гражданская война с уничтожением инфраструктуры и экономического потенциала крупнейшего региона-донора и — ни малейших реформ. В результате Украина по степени социально-экономической деградации уже обогнала Молдавию, Таджикистан, Нигерию и стремительными скачками приближается к Зимбабве. И виноват во всем этом... ну конечно же, Путин!

*Правый сектор, запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru