Политика Политика

Страны Балтии-2015: чего ждать в наступившем году?

В начале 2015 г. портал RuBaltic.Ru решил выяснить, что хорошего ожидает страны Балтии в ближайшие месяцы и какие возможны сложности. Правда, в условиях нынешней международной ситуации оптимистичные ожидания оказываются весьма сдержанными… 

ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ

Латвийский экономист, региональный вице–президент «Альянса за европейскую демократию» Нормунд ГРОСТИНШ:

- В Новом 2015 году Литва вступает в еврозону, это вызовет рост цен в стране и рост внешнего долга из-за платежей в стабилизационный фонд Еврозоны. 

Официальный Вильнюс, как и официальная Рига, в этом году будет отрицать рост цен из-за введения евро и утверждать, что подорожание произошло по другим причинам.

Внешняя политика Балтийских стран в этом году не изменится: Балтийские страны, жертвуя экономическими интересами, продолжат следовать в фарватере американской внешней политики, включая конфронтацию с Россией. Ценой этому станут десятки тысяч закрытых рабочих мест, усиление эмиграции... Но здесь стоит отметить и позитивный момент:

высокая плата Прибалтики за конфронтацию с Россией в 2015 году создаст предпосылки для коррекции курса и проведения разумной политики в годах последующих.

ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ

Профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук Николай Маратович МЕЖЕВИЧ:

- Что изменится в 2015 году по сравнению с 2014? Рассматривая этот вопрос относительно Прибалтики, можно отметить, что не изменится ничего. Разве что из Литвы «Восточное партнерство» плавно перетечет в Латвию, а то, что было с парламентскими выборами в Латвии, плавно перетечет в Эстонию. Я сейчас поясню этот момент.

Форум «Восточного партнерства» в Вильнюсе стал если не завязкой, то — кульминацией развития ситуации вокруг Украины, спровоцировав резкое ухудшение отношений между Россией, Европой и Соединенными Штатами Америки. И в авангарде этих осложнившихся отношений оказались государства Прибалтики. Если же говорить о парламентских выборах в Латвии, то формальная победа социал-демократов, партии «Согласие», сопровождалась формированием широкой коалиции консервативных и правых сил, а «Согласие», Ушаков — оказались не у руля. Собственно, именно это произойдет после выборов в Эстонии. Там уже дважды Центристская партия становилась ведущей политической партией по результатам выборов, и дважды формировалась правящая коалиция по принципу исключения этой партии из будущего правительства. Напомню, что Литва, Латвия и Эстония – парламентские республики, и правительство тут формируется по результатам парламентских выборов. И в этом отношении не будет ничего нового.

Можно ли ожидать некоего нового тренда по отношению к России со стороны Прибалтики? Для этого нет ни малейших предпосылок. Если удастся сохранить отношения на том крайне негативном уровне, на котором они находятся сегодня, то это уже хорошо. Потому что в перспективе эти отношения могут стать еще хуже.

Не будем забывать и о вступлении Литвы в зону евро, ведь само по себе участие в еврозоне ничего не меняет. Оно не позволяет решать какие-то насущные проблемы и не увеличивает объема конфеток из Брюсселя, как, впрочем, и не уменьшает. Этим не решается проблема атомной энергетики и строительства Rail Baltica, не снимается вопрос о практически массовой эмиграции населения — а таких потерь Литва не имела в своей истории никогда. То есть, со вступлением в евро ни одной проблемы, характерной для Литвы, не решается, как это не решалось в Латвии, и еще раньше  — в Эстонии. Эстония, Латвия и Литва, вероятно, смогут гордиться разве что очень относительным достижением, тем, что среди государств постсоветского пространства по формальным показателям они — самые богатые. Но ведь точно также было и тридцать лет назад, когда советские Эстония, Латвия и Литва были самыми богатыми республиками СССР, а вовсе не Казахстан, не Россия, не Азербайджан, не Беларусь, как, впрочем, и не Украина.