Не рой канал ближнему: как понимать польские проделки на Балтийской косе
Михаил Кришталь
Правительство партии «Право и справедливость» усердно продвигает идею строительства канала через Балтийскую косу. Последние заявления польских властей выражают твердое намерение осуществить масштабный проект, невзирая на возможную критику с российской стороны. Аналитический портал RuBaltic.Ru исследовал геополитическую подоплеку этой инициативы и оценил ее возможные риски для региона.
Калининградский (Вислинский) залив географически разделен государственной границей Польши и России на две приблизительно равные части. Вместе они образуют лагуну (почти закрытый водоем), отделенную от моря Балтийской косой, которая также принадлежит двум государствам. Единственный выход в открытое море находится на российской части, в районе города Балтийск. По этой причине со стороны польских властей уже неоднократно исходили намерения построить судоходный канал на своей части косы.
Последнее такое заявление было сделано 20 августа Министерством морского хозяйства и внутреннего судоходства. Реализация масштабного инфраструктурного проекта предполагает, что корабли будут проходить в порт Эльблонга, минуя Калининградский морской канал. По оценкам экспертов, стоимость всех работ составит не менее 100 млн евро. С чем же связаны подобные амбиции польской стороны?
История возникновения идеи
Идея создания судоходного канала на польской части Балтийской косы отнюдь не нова. Первые проекты подобного рода стали появляться, начиная с 1983 года. Авторами их были, как правило, городские власти Эльблонга, но до последнего времени местные инициативы не поддерживались центральными структурами, как правило, из-за не просчитанных экономических, а главное, геоэкологических последствий для самого залива и прибрежных территорий. Однако с недавних пор о перспективах строительства канала заговорили уже и в высших эшелонах власти.
Морское управление в Гдыне разработало новый масштабный проект, согласно которому судоходный канал будет проложен в районе поселка Новый Швят. Его длина составит 1100 метров, а ширина — 60–80 метров. Таким образом Польша получит прямой водный путь, соединяющий Эльблонг с портами Трехградья (Гданьск, Гдыня и Сопот).
Мотивация польских властей
Специалисты из Морского управления всячески подчеркивают, что в основе мотивации для строительства канала лежат чисто экономические интересы. По их мнению, к 2040 году реализация проекта позволит:
- увеличить прибыль порта Эльблонг на 114,6 млн злотых;
- перенести около 25 миллионов тонн грузов с автомобильных дорог на воду, улучшив тем самым экологическую ситуацию в регионе;
- сократить время водных рейсов из Гданьска в Эльблонг на 9,5 часов;
- нарастить объемы пассажирских передвижений с 40 тыс. до 210 тыс. человек;
- создать 2,2 тысячи новых рабочих мест;
- получить прибыль в районе 10 млрд злотых за счет привлечения туристов.
Однако порой из Варшавы поступают сигналы, намекающие на военную подоплеку строительства канала.
Что скрывают польские экономисты?
В 2016 году министр морского хозяйства и водного транспорта Марек Грубарчик назвал недопустимым нынешнее положение дел, при котором «восточная граница Евросоюза и НАТО на 100% контролируется российской стороной».
Опасения относительно строительства канала высказываются представителями власти Калининградской области. «Экономики в этом проекте крайне мало, потому что есть другие порты совсем рядом с Эльблонгом — это Гдыня и Гданьск. И с точки зрения экономической подоплеки мы ее здесь практически не видим», — высказался в 2017 году тогда еще временно исполняющий обязанности губернатора Антон Алиханов.
«На наш взгляд, это исключительно политическая инициатива, а может быть, даже имеющая какой-то двойной, военный, геостратегический подтекст».
Схожего мнения придерживается и председатель совета директоров ОАО «Калининградский морской торговый порт» Андрей Колесник:
«Это недружественное решение по отношению к России. Разговоры о том, что полякам дорого проходить через наши воды, — от лукавого. Проблем с проходом польских судов никогда не было, и ни одной претензии за все время с их стороны не зафиксировано. В 60 километрах от Эльблонга находится порт Гданьска с огромным и хорошо оборудованным морским терминалом. Между ними есть великолепные железнодорожные и шоссейные коммуникации. Строительство канала и углубление территории стоит около 300 млн евро. Извините, но за сколько времени все это должно окупиться? Это экономически нецелесообразно!
Скорее всего, судоходный канал необходим для создания военно-морской базы НАТО. И это уже другая история: американцы дадут денег, да и сама Польша готова выделить порядка двух миллиардов долларов».
Угроза для Калининградской области?
Для начала необходимо отметить: строительство канала не несет какой-либо существенной финансовой угрозы для Калининградской области. «Никаких сумм мы не теряем: в день по нашим водам проходит лишь несколько польских судов, с которых взимается по 50 евро», — заметил по этому поводу Андрей Колесник.
Однако он же видит серьезную угрозу военной безопасности для российского эксклава в случае строительства канала:
«В Эльблонге нет места для порта, чтобы хранить грузы, делать какие-то таможенные склады. А вот для ракетных катеров, направленных против нас, это вполне подходящее место. Танки Abrams вместе с транспортерами Bradley периодически разгружаются в порту Гданьска. Все это находится в районе наших границ. Против кого они вооружаются? Против Ирана? Понятно, что это направлено против нас. Это недружественный жест в сторону России, я это никак больше не воспринимаю».
Однако не в пользу этой точки зрения играет то, что средняя глубина канала составляет около 2,5 м, а максимальная — 5 м.
Поэтому говорить о том, что военно-морские силы каких-либо стран смогут использовать его с целью нападения на Калининград, не приходится. Вероятно, более реальной является угроза экологическая.
Так, российские ученые Ирина Чубаренко и Ирина Чепикова еще в начале века просчитали, что появление канала приведет к повышенному водообмену, что поспособствует росту уровня солености в заливе. Это, в свою очередь, негативно скажется как на водной, так и на наземной экосистеме.
Угрозы для Польши
Важно отметить, что экологические угрозы стоят более остро для самой Польши. На реализацию проекта будут отданы сотни гектаров земли, что спровоцирует процесс оскудения ландшафтного разнообразия на польской части Балтийской косы.
Кроме значительного ущерба в сфере окружающей среды, который придется чем-то восполнять, строительство канала может стать экономическим бедствием для местных жителей.
В частности, следует ожидать резкого снижения туристического потока в городе Крыница-Морска, находящемся на территории косы и фактически живущем за счет привлечения гостей. В этой связи не вызывает удивления тот факт, что местное население крайне негативно воспринимает амбициозные планы варшавских властей.
Что делать?
Учитывая общность залива, необходимо проведение совместной российско-польской исследовательской работы по оценке возможных угроз, которые несет реализация проекта. В Калининградской области есть специалисты по данной тематике, причем их видение вопроса далеко не однозначно. Так, к примеру, точку зрения Ирины Чубаренко и Ирины Чепиковой разделяют не все представители научного сообщества.
В том случае, если диалог состоится и будут выявлены реальные угрозы, региональные и, возможно, федеральные власти России должны будут вынести эту дискуссию на международный уровень с подключением таких влиятельных организаций, как ЮНЕСКО и Всемирный фонд дикой природы.