Украина показала свою неадекватность в отношениях с Беларусью
Александр Носович
Украина будет добиваться от Евросоюза введения санкций против Беларуси за сотрудничество с Донецкой и Луганской народными республиками. Об этом заявил посол Украины в Минске. Произошло это спустя полторы недели после визита в Киев президента Беларуси Александра Лукашенко, во время которого говорили о сближении и добрососедских отношениях двух братских славянских стран. Нынешний выпад Киева показывает, что в полной мере эти добрососедские отношения никогда не смогут состояться в силу особенностей нынешнего политического режима на Украине.
«Мы предупреждаем белорусскую сторону официально: если белорусские компании напрямую поставляют продукцию боевикам, то против них будут введены санкции. Причем не только со стороны Украины: мы постараемся сделать всё, чтобы эти санкции были введены Евросоюзом тоже, — заявил посол Украины в Республике Беларусь Игорь Кизим в интервью белорусскому изданию Naviny.by. — Нужно понимать, что работают не только дипломаты — работают спецслужбы. И в случае наличия соответствующей информации таким предприятиям будет закрыт украинский рынок — это 100%».
Под «боевиками» имелось в виду население неподконтрольных Киеву территорий Донбасса. Киев запрещает поставлять им любую белорусскую продукцию. Даже самую невинную — конфеты, например.
«Недавно телеканал “Белсат” опубликовал расследование по поводу поставок. Там, например, “Коммунарка” (белорусская кондитерская фабрика — прим. RuBaltic.Ru) сказала, что напрямую работает с Донецком, — привел пример Кизим. — В случае подтверждения этих данных “Коммунарка” точно попадет в черный список и не сможет поставлять продукцию на территорию Украины».
Сделаны эти скандальные заявления были спустя полторы недели после визита в Киев президента Беларуси Александра Лукашенко, по итогам которого многие наблюдатели (особенно украинские) заговорили о сближении и чуть ли не о союзе двух стран.
Однако говорить о союзе в условиях, когда украинский посол грозит Минску санкциями, да еще обещает подключение всей машины «европейской солидарности», не приходится.
Евросоюз только в прошлом году приостановил действие ограничительных мер против Беларуси, и теперь запугивание санкциями ЕС от страны, которая заявляет о стратегическом сотрудничестве с Беларусью, — удар в спину. Неважно, реалистична ли эта угроза или украинская дипломатия опять занимается свойственной ей хлестаковщиной, главное — демонстрация намерений.
Посол Украины в Минске в одном и том же интервью сначала называет Беларусь стратегическим партнером, а затем грозит ввести против нее украинские санкции, а попутно нажаловаться в Брюссель. Со стратегическими партнерами так себя не ведут.
После Майдана белорусско-украинские отношения неуклонно деградировали. Не так стремительно и драматически, как российско-украинские, но неуклонно.
Осенью 2015 года Александр Лукашенко обвинял украинские власти в переброске боевиков через государственную границу для организации в Беларуси беспорядков и поддержки белорусских национал-экстремистов.
Эти обвинения получили подтверждение в марте 2016 года, когда белорусская оппозиция попыталась организовать провокации с массовыми беспорядками и уличными боями. Накануне «Дня Воли» 25 марта в Беларусь с территории Украины попыталась прорваться группа боевиков, в автомобиле у которых было обнаружено оружие (гранаты и взрывчатка), а в Минск с территории Польши и Литвы проникали украинские специалисты по «революциям гидности». По просочившимся в интернет данным
Помимо этого, в отношениях двух стран было и много других крупных и мелких скандалов. Самый крупный — беспрецедентная история с самолетом компании «Белавиа», который после вылета заставили вернуться в киевский аэропорт «Борисполь», пригрозив сбить. После таких историй от белорусско-украинских отношений сложно было ждать нормализации.
Но белорусская дипломатия всё равно не оставила попыток договориться с впавшим в неадекватность южным соседом. В результате состоялась серия встреч Александра Лукашенко с Петром Порошенко, на которых белорусский лидер неизменно называл украинцев «родными людьми».
«Мы можем прийти к вам или приехать, как я говорил, на тракторе, помочь вам пахать землю, если нужно, что мы и делаем в приграничной зоне», — заявил, например, президент Беларуси на встрече с Порошенко в Чернобыле, добавив, что украинская земля для него «не чужая». «Здесь, совсем рядом, между Киевом и Черниговом, зарыты и корни моих предков. Поэтому мы будем делать всё во имя того, чтобы у нас был мир и порядочные отношения», — сказал тогда Лукашенко.
После последней встречи двух лидеров, прошедшей в Киеве полторы недели назад, появились серьезные основания полагать, что белорусская тактика себя оправдывает. Лукашенко заявил, что российско-белорусские учения «Запад‑2017» не представляют никакой опасности для Украины и российские танки не поедут через белорусскую границу захватывать Киев, и возражений с украинской стороны не последовало. Белорусский и украинский президенты договорились о взаимных усилиях по увеличению товарооборота между двумя странами, основали межрегиональный форум в Гомеле и согласовали условия пребывания украинцев и белорусов на территории Украины и Беларуси на равных условиях.
Такие результаты переговоров дали основания надеяться, что между Украиной и Беларусью возможны нормальные межгосударственные отношения, которые теперь невозможны между Украиной и Россией. Но нынешний выпад украинского посла в Минске с угрозой ввести санкции против Беларуси за поставки в Донбасс шоколадных конфет «Коммунарка» показал, что эти надежды грешат излишним оптимизмом.
Пока у власти в Киеве находится нынешнее руководство, любые попытки выстраивания прагматических добрососедских отношений с Украиной будут упираться в стену неадекватности киевского правящего режима.
В этом уже успели убедиться практически все соседи Украины, у которых в разное время и по разным причинам испортились с ней отношения. Даже главный «адвокат» официального Киева в Евросоюзе, Польша, более не является стопроцентно преданным союзником Украины.
Что до Беларуси, то Украина — еще один случай, когда белорусский внешнеполитический прагматизм рано или поздно упирается в соседскую неадекватность. Украинским властям невыгодно быть конструктивными, надежными, предсказуемыми. Им выгодно постоянно провоцировать конфликты, тем самым напоминая западным кураторам о своих проблемах.
Беларуси, позиционирующей себя как «донора безопасности» в Восточной Европе, выгодна работа минской площадки и реализация минского процесса, а украинскому руководству выгоден саботаж Минских соглашений. В Минске заинтересованы в общих экономических, инфраструктурных, приграничных проектах с Украиной, а в Киеве заинтересованы в политической дестабилизации Беларуси — ключевого военно-политического союзника России.
Пока у власти в Киеве будет держаться нынешний «майданный» режим, такое трагическое несовпадение целей и задач будет блокировать не только украинско-российские, но и украинско-белорусские отношения.